Тафвидуль маъани сифатов Аллаhа
Манхадж Ахлю-с-Сунна валь Джамаъа в понимании сифатов Аллаhа
Тафвид аль-ма`ани - это путь в понимании сифатов Аллаха, когда человек не приписывает определённое значение какому-то аяту, будучи не уверен в его смысле. И это простое и безопасное решение, поскольку Религия порицает вести разговоры о чём-либо без знания, особенно в отношении атрибутов Аллаха. То есть такой метод в отношении сифатов (атрибутов) Всевышнего Аллаха, когда за Аллахом оставляют смысл айата/сифата и говорят веруем в тот смысл, который Аллах вложил в эти аяты и не делаем никаких толкований.
Мы читаем аят и молчим. Не толкуем никак, не углубляемся в смысл, с одновременной убежденностью, что Всевышний Аллах чист от качеств творений, от буквальных смыслов, и Нет ничего подобного Ему (Сура аш-Шура, аят 11 ), и нет никого, равного Ему (сура аль-Ихляс, аят 4).
В этой теме иншаАллагь будем выкладывать слова ученых, чтобы с их слов показать, что тафвид аль-маани - это путь Ахлю Сунна валь Джамаа, путь Ахлю аль-Хадис из числа саляфов, а также последующих ученых. Также братьев у кого найдутся слова ученых подтверждающих этот метод, прошу привести тут. Желательно с арабским текстом. Тема не для споров.
Сказал великий мухаддис, факих и муфассир, Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Иткан фи улюмуль Куръан», о мазхабе Ахлю-с-Сунна из саляфов, а также Ахлю аль-Хадис, в понимании сифатов:
قال الإمام السيوطي رحمه الله في (الإتقان في علوم القرآن)2/10:
ومن المتشابه آيات الصفات... وجمهور أهل السنة منهم السلف وأهل الحديث على الإيمان بها وتفويض معناها المراد منها إلى الله تعالى ، ولا نُفسِّرها مع تنزيهنا له عن حقيقتها
«Из муташабихатов, аяты о сыфатах (атрибутах)… И большинство Ахлю-с-Сунны из саляфов и Ахлюль хадис на том, что верят в сифаты, оставляя смысл, который имеется в виду в них Всевышнему Аллаху (тафвид аль-маани). И мы не толкуем их и при этом считаем Аллаха чистым от того, что подразумевается под внешним смыслом (хакиката) аятов».
[Имам ас-Суюти, «аль-Иткан фи улюмуль Куръан», 2/10]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 37
Сказал великий мухаддис, Ибн Хиббан (274-354 г.х.) в своем «Сахих»:
بن حبان في صحيحه (15/46):
إن المصطفى صلى الله عليه وسلم ما خاطب أمته قط بشيء لم يعقل عنه ولا في سننه شيء لا يعلم معناه ومن زعم أن السنن إذا صحت يجب أن تروى ويؤمن بها من غير أن تفسر ويعقل معناها فقد قدح في الرسالة اللهم إلا أن تكون السنن من الأخبار التي فيها صفات الله جل وعلا التي لا يقع فيها التكييف بل على الناس الأيمان بها
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Поистине Избранный, да благословит его Аллах и приветствует, не разговаривал со своей уммой никогда вещью, которая не понятна и в своей Сунне вещью смысл который не известен. И тот кто утверждает, что Сунна если она достоверна, то обязательно ее передавать и верить в нее без того чтобы разъяснять и понимать ее смысл, тот поистине умаляет миссию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. О Аллах, кроме случая, если это Сунна из пе...Ещё
Сказал великий мухаддис, Ибн Хиббан (274-354 г.х.) в своем «Сахих»:
بن حبان في صحيحه (15/46):
إن المصطفى صلى الله عليه وسلم ما خاطب أمته قط بشيء لم يعقل عنه ولا في سننه شيء لا يعلم معناه ومن زعم أن السنن إذا صحت يجب أن تروى ويؤمن بها من غير أن تفسر ويعقل معناها فقد قدح في الرسالة اللهم إلا أن تكون السنن من الأخبار التي فيها صفات الله جل وعلا التي لا يقع فيها التكييف بل على الناس الأيمان بها
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Поистине Избранный, да благословит его Аллах и приветствует, не разговаривал со своей уммой никогда вещью, которая не понятна и в своей Сунне вещью смысл который не известен. И тот кто утверждает, что Сунна если она достоверна, то обязательно ее передавать и верить в нее без того чтобы разъяснять и понимать ее смысл, тот поистине умаляет миссию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. О Аллах, кроме случая, если это Сунна из передач, в которых есть сифаты Аллаха, Свят Он и Велик, в которых нет места для придания образа, однако на людях вера в это».
[«Сахих» Ибн Хиббан, 15/46]
Сказал Имам аль-Багъави (436-510 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в тафсире аята 210, суры аль-Бакъара:
قال الإمام البغوي رحمه الله تعالى في : "التفسير" (1/241) عند قوله : "إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام" : "والأولى في هذه الآية وما شاكلها : أن يؤمن الإنسان بظاهرها، ويَكلِ علمها إلى الله تعالى ويعتقد أن الله عز اسمه مُنَزَّه عن سمات الحدث، على ذلك مضت أئمة السلف وعلماء السنة . ثم قال : "قال سفيان بن عيينة : (كل ما وصف الله به نفسه في كتابه فتفسيره قراءته والسكوت عنه ، ليس لأحد أن يُفَسِّره إلا الله سبحانه ورسوله" أ.هـ
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">Его слово: «…Пока к ним не сойдет Аллах, под сенью облаков…». «Самое достойное, подходящее для этого аята и для подобных этому: Чтоб человек уверовал во внешность этого аята, а смысл уповал на Аллаха, и чтоб он был убежденным, что поистине Аллах, Чье имя превыше всего, ...Ещё
Сказал Имам аль-Багъави (436-510 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в тафсире аята 210, суры аль-Бакъара:
قال الإمام البغوي رحمه الله تعالى في : "التفسير" (1/241) عند قوله : "إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام" : "والأولى في هذه الآية وما شاكلها : أن يؤمن الإنسان بظاهرها، ويَكلِ علمها إلى الله تعالى ويعتقد أن الله عز اسمه مُنَزَّه عن سمات الحدث، على ذلك مضت أئمة السلف وعلماء السنة . ثم قال : "قال سفيان بن عيينة : (كل ما وصف الله به نفسه في كتابه فتفسيره قراءته والسكوت عنه ، ليس لأحد أن يُفَسِّره إلا الله سبحانه ورسوله" أ.هـ
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">Его слово: «…Пока к ним не сойдет Аллах, под сенью облаков…». «Самое достойное, подходящее для этого аята и для подобных этому: Чтоб человек уверовал во внешность этого аята, а смысл уповал на Аллаха, и чтоб он был убежденным, что поистине Аллах, Чье имя превыше всего, чист от качеств творений. На этом прошли имамы саляфов и ученые сунны».
Затем сказал: «Сказал Суфьян бин Уяйна: «Все, чем Всевышний Аллах описал Себя в Куране, толкование этого заключается в том, чтобы читать это и молчать об этом, ни у кого нет права толковать их, кроме как у самого Аллаха и Его Посланника»
[«Тафсир Аль-Багъави», 1/241]
Сказал имам Абу Умар Ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Джами` баян аль-`ильм ва фадлих»:
وقال الإمام ابن عبد البر رحمه الله تعالى في : "جامع بيان العلم وفضله" (2/97) : "رواها ـ أي : أخبار الصفات ـ السلف وسكتوا عنها، وهم كانوا أعمق الناس علماً ، وأوسعهم فهماً، وأقلهم تكلفاً، ولم يكن سكوتهم عن عِيّ، فمن لم يَسَعَه ما وَسِعَهم فقد خاب وخسر" أ.هـ.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Передавали их - хадисы о сифатах - салафы и молчали о них, и обладали они самым глубоким знанием и самым широким пониманием, и были они наименее вычурными среди людей. И не было причиной их молчания (о сифатах) - слабость (или косноязычие). А тот, кому не хватило то, что хватило им (салафам), поистине он обманут и потерпел убыток».
[Ибн Абдиль-Барр, «Джами` баян аль-`ильм ва фадлих»,
...ЕщёСказал имам Абу Умар Ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368-463 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Джами` баян аль-`ильм ва фадлих»:
وقال الإمام ابن عبد البر رحمه الله تعالى في : "جامع بيان العلم وفضله" (2/97) : "رواها ـ أي : أخبار الصفات ـ السلف وسكتوا عنها، وهم كانوا أعمق الناس علماً ، وأوسعهم فهماً، وأقلهم تكلفاً، ولم يكن سكوتهم عن عِيّ، فمن لم يَسَعَه ما وَسِعَهم فقد خاب وخسر" أ.هـ.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Передавали их - хадисы о сифатах - салафы и молчали о них, и обладали они самым глубоким знанием и самым широким пониманием, и были они наименее вычурными среди людей. И не было причиной их молчания (о сифатах) - слабость (или косноязычие). А тот, кому не хватило то, что хватило им (салафам), поистине он обманут и потерпел убыток».
[Ибн Абдиль-Барр, «Джами` баян аль-`ильм ва фадлих», 2/97]
Передал Ибн Къуддама аль-Макъдиси (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Люм`атуль и`тикъад» следующие слова Имама Ахмада ибн Ханбаля:
قال الإمام أبو عبد الله أحمد بن محمد بن حنبل رضي الله عنه في قول النبي صلى الله عليه و سلم : [ إن الله ينزل إلى سماء الدنيا ] و : [ وإن الله يرى في القيامة ] وما أشبه هذه الأحاديث : نؤمن بها ونصدق بها لا كيف ولا معنى ولا نرد شيئا منها ونعلم أن ما جاء به الرسول حق ولا نرد على رسول الله صلى الله عليه و سلم ولا نصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية : { ليس كمثله شيء وهو السميع البصير } ونقول كما قال ونصفه بما وصف به نفسه لا نتعدى ذلك ولا يبلغه وصف الواصفين
نؤمن بالقرآن كله محكمه ومتشابهه ولا نزيل عنه صفة من صفاته لشناعة شنعت ولا نتعدى القرآن والحديث ولا نعلم كيف كنه ذلك إلا بتصديق الرسول صلى الله عليه و سلم وتثبيت القرآن
كتاب الاعتقاد، الجزء 1، صفحة 9.
<span style="color: rgb(204, 0...Ещё
Передал Ибн Къуддама аль-Макъдиси (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Люм`атуль и`тикъад» следующие слова Имама Ахмада ибн Ханбаля:
قال الإمام أبو عبد الله أحمد بن محمد بن حنبل رضي الله عنه في قول النبي صلى الله عليه و سلم : [ إن الله ينزل إلى سماء الدنيا ] و : [ وإن الله يرى في القيامة ] وما أشبه هذه الأحاديث : نؤمن بها ونصدق بها لا كيف ولا معنى ولا نرد شيئا منها ونعلم أن ما جاء به الرسول حق ولا نرد على رسول الله صلى الله عليه و سلم ولا نصف الله بأكثر مما وصف به نفسه بلا حد ولا غاية : { ليس كمثله شيء وهو السميع البصير } ونقول كما قال ونصفه بما وصف به نفسه لا نتعدى ذلك ولا يبلغه وصف الواصفين
نؤمن بالقرآن كله محكمه ومتشابهه ولا نزيل عنه صفة من صفاته لشناعة شنعت ولا نتعدى القرآن والحديث ولا نعلم كيف كنه ذلك إلا بتصديق الرسول صلى الله عليه و سلم وتثبيت القرآن
كتاب الاعتقاد، الجزء 1، صفحة 9.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Сказал Имам Абу Абдиллях Ахмад бин Мухаммад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «схождение Аллаха», «видение Аллаха» и подобных этим хадисам: «Мы верим в них и считаем их достоверными, не спрашивая «как» и без (углубления) в смысл (ля кейфа ва ля ма’на) и мы не отвергаем из этого ничего и не опровергаем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и не описываем Аллаха больше чем Он Себя описал, не придавая границ, «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». И мы говорим, так как Он сказал, и описываем Его, как Он описал себя. Мы не переступаем через это и не достигнет этого описания описывающий.
И мы верим в весь Коран, в его ясные и не ясные аяты. Мы не исключаем ни один из его сифатов из-за мерзости (этого исключения), не переходим за рамки Корана и хадиса, и мы не знаем какова (истинная) сущность этого, кроме того, что подтверждено Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и утверждено Кораном».
[Ибн Къуддама, «Люм`атуль и`тикад», 1/9]
Сказал Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (150-204 г.х.), да будет доволен им Аллах:
قَالَ الإِمامُ أَبُو عَبْدِ اللهِ مُحمَّدُ بْنُ إِدْريسَ الشَّافِعيُّ ِرَضِيَ اللهُ عَنْهُ: (آمَنْتُ بِاللهِ وَبِمَا جَاءَ عَنِ اللهِ، عَلَى مُرَادِ اللهِ، وَآمَنْتُ بِرَسُولِ اللهِ وبِما جَاءَ عَنْ رَسُولِ اللهِ عَلَى مُرَادِ رَسُول اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ).
مقدمة لمعة الاعتقاد الهادي إلى سبيل الرشاد، لابن قدامة المقدس، ص:5-8
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Я верю в Аллаха и в то, что пришло от Него с тем, что имел виду Аллах. И я верю в Посланника Аллаха, и то, что пришло от Него с тем, что имел виду Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
[Ибн Куддама аль-Макдиси, вступление книги «Лум`атуль-и`тикъад аль-хади иля сабили-ррашад», стр. 5-8]
Имам аль-Байхаки (384-458 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Асмау ва Сифат» передал от учителя Имама аш-Шафии да будет доволен им Аллах, великого имама, Суфьяна ибн Уяйны (ум. 198 г.х.), да будет доволен им Аллах, что он сказал:
قال سفيان بن عيينة : «كل ما وصف الله به نفسه في كتابه فتفسيره تلاوته والسكوت عنه.»
الأسماء والصفات للبيهقي
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Все, чем Всевышний Аллах описал Себя в Куране, толкование этого заключается в том, чтобы читать это и молчать об этом».
[Имам аль-Байхаки, «аль-Асмау ва Сифат», стр. 330]
Сказал великий мухаддис, имам Абу Иса ат-Тирмизи (209-279 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем «Сунан»:
وقال الامام الترمذي رحمه الله تعالى في سننه ( 4 / 692 ) : والمذهب في هذا عند أهل العلم من الائمة مثل سفيان الثوري ومالك بن أنس وابن المبارك وابن عيينة ووكيع وغيرهم أنهم رووا هذه الاشياء ثم قالوا :تروى هذه الاحاديث ونؤمن بها ، ولا يقال كيف ، وهذا الذي اختاره أهل الحديث أن تروى هذه الاشياء كما جاءت ويؤمن بها ولا تفسر ولا تتوهم ولا يقال كيف وهذا أمر أهل العلم الذي اختاروه وذهبوا إلي
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Мазхаб имамов, относящихся к людям знаний в этом вопросе, таких, как Суфьян ас-Саври, Малик ибн Анас, Ибн аль-Мубарак, Ибн Уйейна, Ваки`, и других заключался в том, что они приводили всё это, а затем говорили: «Эти хадисы передаются, и мы верим в них и не говорим «как». Это и есть тот метод, который избрали ахлю-хадис, – приводить эти с...Ещё
Сказал великий мухаддис, имам Абу Иса ат-Тирмизи (209-279 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем «Сунан»:
وقال الامام الترمذي رحمه الله تعالى في سننه ( 4 / 692 ) : والمذهب في هذا عند أهل العلم من الائمة مثل سفيان الثوري ومالك بن أنس وابن المبارك وابن عيينة ووكيع وغيرهم أنهم رووا هذه الاشياء ثم قالوا :تروى هذه الاحاديث ونؤمن بها ، ولا يقال كيف ، وهذا الذي اختاره أهل الحديث أن تروى هذه الاشياء كما جاءت ويؤمن بها ولا تفسر ولا تتوهم ولا يقال كيف وهذا أمر أهل العلم الذي اختاروه وذهبوا إلي
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Мазхаб имамов, относящихся к людям знаний в этом вопросе, таких, как Суфьян ас-Саври, Малик ибн Анас, Ибн аль-Мубарак, Ибн Уйейна, Ваки`, и других заключался в том, что они приводили всё это, а затем говорили: «Эти хадисы передаются, и мы верим в них и не говорим «как». Это и есть тот метод, который избрали ахлю-хадис, – приводить эти слова, как они пришли, верить в них и не углубляться в смысл (туффасир), не представлять себе это и не говорить «как». Это и есть тот метод, которому следуют люди знания».
[Имам ат-Тирмизи, «Сунан», 4/692]
Сказал Имам Шамсуддин аз-Захаби (673-748 г.х.), да помилует его Аллах, о словах Всевышнего Аллаха: «ар-Рахману `аляль Арш истава»:
,وقد علّق الذهبي رحمه الله على قول الله تعالى : " الرحمنُ على العرشِ استوى " قائلاً : من أقرّ بذلك تصديقاً لكتاب الله ولأحاديث رسوله صلى الله عليه وسلّم وآمن به مفوّضاً معناه الى الله ولم يخض في التأويل ولا عمق فهو المسلم المتبع ( السير 14 / 373 )
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Тот, кто признает это, подтверждая Коран и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) иуверовал в это, оставляя их смысл Аллаху, не делая таъвиль и не углубляясь в него, то это следующий истине мусульманин».
Также аз-Захаби сказал:
قال الإمام "الذهبي" :
...Ещё"فقولنا في ذلك وبابه : الإقر
Сказал Имам Шамсуддин аз-Захаби (673-748 г.х.), да помилует его Аллах, о словах Всевышнего Аллаха: «ар-Рахману `аляль Арш истава»:
,وقد علّق الذهبي رحمه الله على قول الله تعالى : " الرحمنُ على العرشِ استوى " قائلاً : من أقرّ بذلك تصديقاً لكتاب الله ولأحاديث رسوله صلى الله عليه وسلّم وآمن به مفوّضاً معناه الى الله ولم يخض في التأويل ولا عمق فهو المسلم المتبع ( السير 14 / 373 )
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Тот, кто признает это, подтверждая Коран и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) иуверовал в это, оставляя их смысл Аллаху, не делая таъвиль и не углубляясь в него, то это следующий истине мусульманин».
Также аз-Захаби сказал:
قال الإمام "الذهبي" :
"فقولنا في ذلك وبابه : الإقرار ، والإمرار ، وتفويض معناه إلى قائله الصادق المعصوم " اهـ السير 8/105
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Наше слово об этом (хадисах о сифатах Аллаха) подтвердить, пропустить, и оставить смысл тому, кто говорил их - безгрешному, правдивому».
Сказал Имам аз-Захаби (673-748 г.х.), да помилует его Аллах, о пути саляфов в понимании сифатов Аллаха:
الذي يقول في سيرإعلام النبلاء ج14ص386 "وأما السلف فما خاضوا في التأويل بل امنوا وكفوا وفوضواعلم ذلك إلى الله ورسوله" .
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Что касается саляфов, они не переходили в таъвиле, наоборот уверовали и оставили знание об этом Аллаху и Его Посланнику».
[Имам аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-нубаля», 14/386]
Также Имам аз-Захаби (673-748 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Сияр а`лям ан-нубаля» сказал:
نقال الحافظ الذهبي في سير أعلام النبلاء (8/105) عن الإمام مالك أنه قال في أحاديث الصفات :" أمرها كما جاءت بلا تفسير " . ا هـ.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">Сказал имам Малик про хадисы о сифатах: «Положение их, как они пришли, без тафсира (не вникая в смысл)».
[Аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-нубаля», 8/105]
Сказал Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем шархе на Сахих Муслим:
هَذَا الْحَدِيث مِنْ أَحَادِيث الصِّفَات، وَفِيهِ مَذْهَبَانِ مَشْهُورَانِ لِلْعُلَمَاءِ سَبَقَ إِيضَاحهمَا فِي كِتَاب الْإِيمَان وَمُخْتَصَرهمَا أَنَّ أَحَدهمَا وَهُوَ مَذْهَب جُمْهُور السَّلَف وَبَعْض الْمُتَكَلِّمِينَ : أَنَّهُ يُؤْمِن بِأَنَّهَا حَقّ عَلَى مَا يَلِيق بِاَللَّهِ تَعَالَى، وَأَنَّ ظَاهِرهَا الْمُتَعَارَف فِي حَقّنَا غَيْر مُرَاد، وَلَا يَتَكَلَّم فِي تَأْوِيلهَا مَعَ اِعْتِقَاد تَنْزِيه اللَّه تَعَالَى عَنْ صِفَات الْمَخْلُوق، وَعَنْ الِانْتِقَال وَالْحَرَكَات وَسَائِر سِمَات الْخَلْق.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Этот хадис из хадисов сифатов, и в нем два известных мазхаба ученных, которые были разъяснены в «Книге Веры».
И если кратко, то:
Первый из них мазхаб большинства салафов и некоторых мутакаллимов, что мы <...Ещё
Сказал Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем шархе на Сахих Муслим:
هَذَا الْحَدِيث مِنْ أَحَادِيث الصِّفَات، وَفِيهِ مَذْهَبَانِ مَشْهُورَانِ لِلْعُلَمَاءِ سَبَقَ إِيضَاحهمَا فِي كِتَاب الْإِيمَان وَمُخْتَصَرهمَا أَنَّ أَحَدهمَا وَهُوَ مَذْهَب جُمْهُور السَّلَف وَبَعْض الْمُتَكَلِّمِينَ : أَنَّهُ يُؤْمِن بِأَنَّهَا حَقّ عَلَى مَا يَلِيق بِاَللَّهِ تَعَالَى، وَأَنَّ ظَاهِرهَا الْمُتَعَارَف فِي حَقّنَا غَيْر مُرَاد، وَلَا يَتَكَلَّم فِي تَأْوِيلهَا مَعَ اِعْتِقَاد تَنْزِيه اللَّه تَعَالَى عَنْ صِفَات الْمَخْلُوق، وَعَنْ الِانْتِقَال وَالْحَرَكَات وَسَائِر سِمَات الْخَلْق.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Этот хадис из хадисов сифатов, и в нем два известных мазхаба ученных, которые были разъяснены в «Книге Веры».
И если кратко, то:
Первый из них мазхаб большинства салафов и некоторых мутакаллимов, что мы верим в истинность этого на том, как это подобает Аллаху Всевышнему, и что его явный смысл который известен в отношении нас не является тем, что подразумевается, и что не толкуют это вместе с убеждением очищения Аллаха Всевышнего от качеств творений и от перемещения и движений и других описаний творений.
[Имам Навави, «Сахиху Муслим би Шархин Навави», хадис №1697]
Сказал Имам аль-Харамейн (имам Мекки и Медины), Абу Маали аль-Джувейни аш-Шафии (419-478 г.х.) в книге «аль-Акыдату ан-низамийя»:
يقول إمام الحرمين أبو المعالي الجويني رحمه الله تعالى في : "العقيدة النظامية" (ص/32) : "اختلفت مسالك العلماء في هذه الظواهر، فرأى بعضهم تأويلها، والتزم ذلك في آي الكتاب ، وما يصح من السنن ، وذهب أئمة السلف إلى الانكفاف عن التأويل وإجراء الظواهر على مواردها، وتفويض معانيها إلى الله تعالى. والذي نرتضيه رأياً، وندين الله به عقيدة: اتباع سلف الأمة للدليل القاطع على أن إجماع الأمة حجة، فلو كان تأويل هذه الظواهر حتماً لأوشك أن يكون اهتمامهم به فوق اهتمامهم بفروع الشريعة، وإذا انصرم عصر الصحابة والتابعين على الإضراب عن التأويل كان ذلك هو الوجه المُتَّبع" أ.هـ.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Мнения ученых разделились в понимании внешнего смысла (аятов и хадисов). Одна часть из них приш...Ещё
Сказал Имам аль-Харамейн (имам Мекки и Медины), Абу Маали аль-Джувейни аш-Шафии (419-478 г.х.) в книге «аль-Акыдату ан-низамийя»:
يقول إمام الحرمين أبو المعالي الجويني رحمه الله تعالى في : "العقيدة النظامية" (ص/32) : "اختلفت مسالك العلماء في هذه الظواهر، فرأى بعضهم تأويلها، والتزم ذلك في آي الكتاب ، وما يصح من السنن ، وذهب أئمة السلف إلى الانكفاف عن التأويل وإجراء الظواهر على مواردها، وتفويض معانيها إلى الله تعالى. والذي نرتضيه رأياً، وندين الله به عقيدة: اتباع سلف الأمة للدليل القاطع على أن إجماع الأمة حجة، فلو كان تأويل هذه الظواهر حتماً لأوشك أن يكون اهتمامهم به فوق اهتمامهم بفروع الشريعة، وإذا انصرم عصر الصحابة والتابعين على الإضراب عن التأويل كان ذلك هو الوجه المُتَّبع" أ.هـ.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Мнения ученых разделились в понимании внешнего смысла (аятов и хадисов). Одна часть из них пришла к мнению, что нужно делать таъвиль (толкование) и они стали придерживаться этого в толковании аятов Корана и достоверных хадисов. А путь саляфов был в отказе от образной интерпретации, оставляя их внешность (в словах) так как они приводятся, а их смысл предоставляли Аллаху Всевышнему.
А тот путь, которым мы будем довольны, как правильное мнение и мы можем придерживаться его, как акыду нашей религии - это следование за имамами саляфов потому, что есть не двусмысленные доказательства, что иджма уммы является доводом. Если бы толкование этих прямых смыслов было обязательным, то они (саляфы) уделили бы этому не меньшее внимание, чем ответвлениям шариата. И если в эпоху сподвижников и табииинов оставляли таъвиль, то это и является для нас путем для следования».
[Имам аль-Джувайни, «аль-Акыдату ан-низамийя», стр. 32]
Сказал Ибн Къуддама аль-Макъдиси (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Люм`атуль-и`тикад»
قال ابن قدامة المقدسي في لمعة الاعتقاد : « وكل ما جاء في القرآن أو صح عن المصطفى عليه السلام من صفات الرحمن وجب الإيمان به، وتلقيه بالتسليم والقبول، وترك التعرض له بالرد والتأويل، والتشبيه، والتمثيل وما أشكل من ذلك وجب إثباته لفظًا، وترك التعرض لمعناه، ونرد علمه إلى قائله
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Во все, что пришло в Коране и Сунне о сифатах Аллаха, необходимо верить, принимать и оставлять рассуждения о них, будь то таъвиль, ташбих или тамсиль. Нужно утверждать само слово (лафз), но оставлять смысл Аллаху и его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует».
[Ибн Къуддама, «Люм`атуль-и`тикад»]
Сказал Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «аль-Минахуль маккиййа»:
قال الإمام إبن حجر الهيتمي: ومن المتشابه ذكر آيات الصفات التي فيها ذكر نحو الاستواء واليد والعين ، وجمهور أهل السنة منهم أكثر السلف وأهل الحديث علي تفويض معناها المراد منها إلي الله تعالى ، مع تنزيهه عن ظواهرها
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Из числа аятов муташабихат, в которых есть упоминание сифатов как истава, йад, айн, то большинство ученых Ахлю-с-Сунна из числа которых большинство саляфу-ссалих и ахлю-хадис: они оставляли смысл Аллаху, который Он желал, наряду с очищением от внешнего смысла»
[Ибн Хаджар, «аль-Минахуль маккиййа фи шархи Хамзиййа» стр. 404]
Сказал ученик Ибн Абдуссаляма, имам-муджтахид Ибн Дакъикъ аль-Ид (625-702 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
قال ابن دقيق العيد في العقيدة : نقول في الصفات المشكلة إنها حق وصدق على المعنى الذي اراده الله ، ومن تأولها نظرنا ، فإن كان تأويله قريبا على مقتضى لسان العرب لم ننكر عليه ، وإن كان بعيدا توقفنا عنه ورجعنا الى التصديق مع التنزيه .
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Касаемо «проблематичных» атрибутов, это истина и они являются истиной в том смысле, который вложил в них Аллах. И если кто либо будет толковать (таъвиль) их, мы посмотрим, если оно близко к арабскому языку, мы не станем отклонять это толкование. А если далеко (от языка), то отклоним его и вернемся к подтверждению текстов с абсолютным очищением (бесподобием)»
[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», раздел «Китаб Таухид», 13/383]
Сказал Имам аз-Захаби (673-748 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Сияр а`лям ан-нубаля» (8/163):
يقول الإمام الذهبي في السير(8/163):
(قَدْ صَنَّفَ أَبُو عُبَيْدٍ-يقصد القاسم بن سلام-كِتَابَ (غَرِيْبِ الحَدِيْثِ)، وَمَا تَعرَّضَ لأَخْبَارِ الصِّفَاتِ الإِلَهِيَّةِ بِتَأْوِيلٍ أَبَداً، وَلاَ فَسَّرَ مِنْهَا شَيْئاً.وَقَدْ أَخَبَرَ بِأَنَّهُ مَا لَحِقَ أَحَداً يُفَسِّرُهَا، فَلَو كَانَ -وَاللهِ- تَفْسِيْرُهَا سَائِغاً، أَوْ حَتماً، لأَوْشَكَ أَنْ يَكُوْنَ اهْتِمَامُهُم بِذَلِكَ فَوْقَ اهْتِمَامِهِم بِأَحَادِيْثِ الفُرُوْعِ وَالآدَابِ، فَلَمَّا لَمْ يَتعَرَّضُوا لَهَا بِتَأْوِيلٍ، وَأَقَرُّوهَا عَلَى مَا وَرَدَتْ عَلَيْهِ، عُلِمَ أَنَّ ذَلِكَ هُوَ الحَقُّ الَّذِي لاَ حَيْدَةَ عَنْهُ).
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«И написал Абу Убайд (Касим ибн Салям-157-224 г.х.) книгу «Гъариб аль-хадис». Он (Касим ибн Салям) никогда не вдавался в то...Ещё
Сказал Имам аз-Захаби (673-748 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Сияр а`лям ан-нубаля» (8/163):
يقول الإمام الذهبي في السير(8/163):
(قَدْ صَنَّفَ أَبُو عُبَيْدٍ-يقصد القاسم بن سلام-كِتَابَ (غَرِيْبِ الحَدِيْثِ)، وَمَا تَعرَّضَ لأَخْبَارِ الصِّفَاتِ الإِلَهِيَّةِ بِتَأْوِيلٍ أَبَداً، وَلاَ فَسَّرَ مِنْهَا شَيْئاً.وَقَدْ أَخَبَرَ بِأَنَّهُ مَا لَحِقَ أَحَداً يُفَسِّرُهَا، فَلَو كَانَ -وَاللهِ- تَفْسِيْرُهَا سَائِغاً، أَوْ حَتماً، لأَوْشَكَ أَنْ يَكُوْنَ اهْتِمَامُهُم بِذَلِكَ فَوْقَ اهْتِمَامِهِم بِأَحَادِيْثِ الفُرُوْعِ وَالآدَابِ، فَلَمَّا لَمْ يَتعَرَّضُوا لَهَا بِتَأْوِيلٍ، وَأَقَرُّوهَا عَلَى مَا وَرَدَتْ عَلَيْهِ، عُلِمَ أَنَّ ذَلِكَ هُوَ الحَقُّ الَّذِي لاَ حَيْدَةَ عَنْهُ).
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«И написал Абу Убайд (Касим ибн Салям-157-224 г.х.) книгу «Гъариб аль-хадис». Он (Касим ибн Салям) никогда не вдавался в толкование Божественных атрибутов (сыфатуль иляхийя). Он рассказывал, что не встретил (за свою жизнь) человека, который делал бы это (толкование сифатов). И если бы разрешалось их толкование, то они проявили бы озабоченность в этом больше, нежели их разъяснение (озабоченность) хадисов связанных с шариатским правом и благонравием (ахадис аль-фуру’ ва адаб). Следовательно, если они не толковали их и признавали их таковыми как они пришли, становится ясным, что это есть истина».
Приводит с иснадом аль-Лялякай от Абу Убайда Касим бин Салим:
ما رواه اللالكائي بسنده عن أبي عبيد ، القاسم بن سلام - رحمه الله - وقد سأل عن أحاديث الصفات قال : ( ما أدركنا أحداً يفسر منها شيئاً ، ونحن لا نفسر منها شيئاً ، نصدق بها ونسكت) شرح أصول أهل السنة للالكائي (3/526)
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Что когда спросили его о хадисах про сифаты Он (Абу Убайд) сказал: «Мы не знаем ни одного кто бы (йюфассиру) углублялся в смысл чего либо из них, и мы (ля нуфассиру) не углубляемся в смысл чего-либо из них, верим в них и молчим»
[«Шарх Усуль Ахлю Сунна», 3/526]
Сказал Имам Абу Убайд:
وقال الإمام أبو عبيد : نحن نروي هذه الأحاديث ولا نريغ لها المعاني (أي لا نطلب لها المعاني).
انظر الأسماء والصفات للبيهقي 2/192
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Мы передаем эти хадисы и не ищем (не требуем) для них смысла»
[Аль-Байхаки, «аль-Асмау ва сифат», 2/192]
<p class="posttopbar" style="background-color: rgb(230, 227, 228); padding: 6px;">
Abu Bakr
11.7.2011,
7:35Имам Абу Шейх аль-Исфахани (274-369 г.х.) передал в своей книге «Сунна», с достоверным иснадом, что Исхак ибн Рахавайх (161-238 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
روى الحافظ الأصفهاني في كتابه السنة بسند صحيح عن الإمام إسحاق بن راهويه:
...Ещёو لا يعقل نبي مرسل و لا ملك مقرب تلك الصفات إلا بالأسماء التي عرفهم الرب تبارك و تعالى ، فأما أن يدرك أحد من بني آدم معنى تلك ا
Сказал Имам Абу Убайд:
وقال الإمام أبو عبيد : نحن نروي هذه الأحاديث ولا نريغ لها المعاني (أي لا نطلب لها المعاني).
انظر الأسماء والصفات للبيهقي 2/192
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Мы передаем эти хадисы и не ищем (не требуем) для них смысла»
[Аль-Байхаки, «аль-Асмау ва сифат», 2/192]
<p class="posttopbar" style="background-color: rgb(230, 227, 228); padding: 6px;">
Abu Bakr
11.7.2011,
7:35Имам Абу Шейх аль-Исфахани (274-369 г.х.) передал в своей книге «Сунна», с достоверным иснадом, что Исхак ибн Рахавайх (161-238 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
روى الحافظ الأصفهاني في كتابه السنة بسند صحيح عن الإمام إسحاق بن راهويه:
و لا يعقل نبي مرسل و لا ملك مقرب تلك الصفات إلا بالأسماء التي عرفهم الرب تبارك و تعالى ، فأما أن يدرك أحد من بني آدم معنى تلك الصفات فلا يدركه أحد
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Не понимает ни пророк посланный Аллахом, ни приближенный ангел, сифатов (Аллаха), кроме как посредством Имен, которым их обучил Господь, Свят он и Велик. А что касается того, чтобы другие из детей Адама понимали смысл тех сифатов, то никто не может это знать».
<p class="posttopbar" style="background-color: rgb(230, 227, 228); padding: 6px;">
Abu Bakr
11.7.2011,
12:00Сказал Шейхуль Ислам, Имам ан-Навави (631-676 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своем шархе на «Сахих» Муслима:
قال الإمام النووي رحمه الله تعالى في : "شرح مسلم" (3/19): "اعلم أن لأهل العلم في أحاديث الصفات وآيات الصفات قولين : أحدهما: وهو مذهب معظم السلف أو كلهم : أنه لا يُتَكَلَّم في معناها، بل يقولون : يجب علينا أن نؤمن بها ونعتقد لها معنى يليق بجلال الله وعظمته ، مع اعتقادنا الجازم بأن الله تعالى ليس كمثله شيء، وأنه مُنـزَّه عن التجسيم والانتقال والتَّحيُّر في جهة وعن سائر صفات المخلوق" أ.هـ.
<span style="color: rgb(204, 0, 0);">«Знай, что Ахлю аль-Ильм (люди знания) в понимании хадисов и аятов о сифатах, делятся на два мнения: Первое мнение представляющее собой большую часть салафов и даже всех салафов, гласит, что нельзя разговаривать о смыслах (сифатов). Они даже говорят, что нам следует верить в них (сифаты), быть убежденными в том, что они обладают смыслом, подобающим Величию Всевышнего, с полной убежденностью в том, что нет абсолютно ничего подобного Ему, и что Он пречист от придания Ему (свойств) тела, (свойств) передвижения, нахождения в какой-либо стороне, а также от всех других качеств творений»
[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархин Навави», 3/19]
Худжатуль-Ислам (Довод Ислама) Имам аль-Газали (450-505 г.х.), да смилуется над ним Аллах, красиво разъяснил, что должен делать мусульманин, услышав иносказательные аяты или хадисы. В книге «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям» он пишет:
ولقد أجمل حجة الإسلام الغزالي - رحمه الله تعالى - ما يجب على المسلم عند سماعه لهذه النصوص بقوله (إلجام العوام عن علم الكلام ص/4 من الطبعة الأزهرية للتراث سنة 1418هـ):
...Ещё(اعلم أن الحق الصريح الذي لا مراء فيه عند أهل البصائر هو مذهب السلف، أعني مذهب الصحابة والتابعين. وها أنا أورد بيانه وبيان برهانه، فأقول:
حقيقة مذهب السلف وهو الحق عندنا أن كل من بلغه حديث من هذه الأحاديث من عوام الخلق يجب عليه فيه سبعة أمور، التقديس ثم التصديق ثم الاعتراف بالعجز ثم السكوت ثم الإمساك ثم الكف ثم التسليم لأهل المعرفة.
أما التقديس: فأعني به تنزيه الرب تعالى عن الجسمية وتوابعها.
وأما التصديق: فهو الإيمان بما قاله‘، وأن ما ذكره حق وهو فيما قاله صادق، وأنه حق على الوجه الذي قاله و
Худжатуль-Ислам (Довод Ислама) Имам аль-Газали (450-505 г.х.), да смилуется над ним Аллах, красиво разъяснил, что должен делать мусульманин, услышав иносказательные аяты или хадисы. В книге «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям» он пишет:
ولقد أجمل حجة الإسلام الغزالي - رحمه الله تعالى - ما يجب على المسلم عند سماعه لهذه النصوص بقوله (إلجام العوام عن علم الكلام ص/4 من الطبعة الأزهرية للتراث سنة 1418هـ):
(اعلم أن الحق الصريح الذي لا مراء فيه عند أهل البصائر هو مذهب السلف، أعني مذهب الصحابة والتابعين. وها أنا أورد بيانه وبيان برهانه، فأقول:
حقيقة مذهب السلف وهو الحق عندنا أن كل من بلغه حديث من هذه الأحاديث من عوام الخلق يجب عليه فيه سبعة أمور، التقديس ثم التصديق ثم الاعتراف بالعجز ثم السكوت ثم الإمساك ثم الكف ثم التسليم لأهل المعرفة.
أما التقديس: فأعني به تنزيه الرب تعالى عن الجسمية وتوابعها.
وأما التصديق: فهو الإيمان بما قاله‘، وأن ما ذكره حق وهو فيما قاله صادق، وأنه حق على الوجه الذي قاله وأراده.
وأما الاعتراف بالعجز: فهو أن يقر بأن معرفة مراده ليست على قدر طاقته، وأن ذلك ليس من شأنه وحرفته.
وأما السكوت: فأن لا يسأل عن معناه ولا يخوض فيه، ويعلم أن سؤاله عنه بدعة، وأنه في خوضه فيه مخاطر بدينه، وأنه يوشك أن يكفر لو خاض فيه من حيث لا يشعر.
وأما الإمساك: فأن لا يتصرف في تلك الألفاظ بالتصريف والتبديل بلغة أخرى، والزيادة فيه والنقصان منه والجمع والتفريق، بل لا ينطق إلا بذلك اللفظ وعلى ذلك الوجه من الإيراد والإعراب والتصريف والصيغة.
وأما الكف: فأن يكف باطنه عن البحث عنه والتفكر فيه.
وأما التسليم لأهلـه: فأن لا يعتقد أن ذلـك إن خفي عليـه لعجـزه فقد خفي على رسول الله ‘ أو على الأنبياء أو على الصديقين والأولياء.
فهذه سبع وظائف اعتقد كافة السلف وجوبها على كل العوام، لا ينبغي أن يظن بالسلف الخلاف في شي منها) اهـ.
Знай, ясной и бесспорной истиной для обладающих глубоким знанием людей является мазхаб саляфов, то есть мазхаб сподвижников и табиинов. Я приведу здесь разъяснение этому и доказательство. Человеку не из ученых, который слышит такой [иносказательный (муташабихат)] хадис, следует соблюдать 7 условий. Он должен: почтить его, подтвердить, признать свою слабость, молчать, воздержаться, отказаться и предоставить это людям знания.
...ЕщёПочтить – значит считать Всевышнего Аллаха чистым от телесности и того, что из этого вытекает.
Что касается подтверждения, то имеется в виду вера в то, что он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал, в то, что его слова – истина и что он прав в своих словах. Верить, что это истина в том смысле, который он имел в виду.
Что касается признания своей слабости, то это признание неспособности понять смысл и того, что это не является его делом и специальностью.
Молчать – значит не спрашивать об их (иносказательных аятов и хадисов
Знай, ясной и бесспорной истиной для обладающих глубоким знанием людей является мазхаб саляфов, то есть мазхаб сподвижников и табиинов. Я приведу здесь разъяснение этому и доказательство. Человеку не из ученых, который слышит такой [иносказательный (муташабихат)] хадис, следует соблюдать 7 условий. Он должен: почтить его, подтвердить, признать свою слабость, молчать, воздержаться, отказаться и предоставить это людям знания.
Почтить – значит считать Всевышнего Аллаха чистым от телесности и того, что из этого вытекает.
Что касается подтверждения, то имеется в виду вера в то, что он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал, в то, что его слова – истина и что он прав в своих словах. Верить, что это истина в том смысле, который он имел в виду.
Что касается признания своей слабости, то это признание неспособности понять смысл и того, что это не является его делом и специальностью.
Молчать – значит не спрашивать об их (иносказательных аятов и хадисов) смысле и не углубляться в это; знать, что вопросы об этом есть новшество (бид`а), а углубляться в них опасно для веры, поскольку таким образом можно выйти из веры, даже не зная об этом.
Что касается воздержания, то имеется в виду, что не следует склонять эти слова, заменять их другими, на другом языке (т. е. переводить), сокращать их или прибавлять к ним что-либо, разделять или объединять. То есть говорить надо никак иначе, а только теми же словами, в той же форме, как они дошли до нас, сохраняя их род, стиль, спряжение, падеж.
Отказаться – значит удержать свое сердце от исследования этих текстов и размышления о них.
Предоставить это знающим – значит не быть убежденным, что если не знаешь их смысла из-за своей слабости, то не знал этого и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), или праведники, или любимцы Аллаха (авлия).
Воистину, по убеждению всех саляфов, это семь обязательных условий для каждого человека, не обладающего знаниями. Не следует даже думать, что среди саляфов были разногласия по этому поводу.
[Имам аль-Газали, «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям», стр. 4]
Сказал Имам Бадруддин аз-Заркаши (745-794 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-Барахиин»:
وقال البدر الزركشي رحمه الله تعالى في : "البرهان" (1/78ـ79) : "النوع السابع والثلاثون: في حكم المتشابهات الواردة في الصفات وقد اختلف الناس في الوارد منها في الآيات والأحاديث على ثلاث فرق : أحدها؛ أنه لا مدخل للتأويل فيها، بل تُجرى على ظاهرها، ولا تُؤَوِّل شيئاً منها ، وهم المشبهة. والثاني : أن لها تأويلاً، ولكنا نمسك عنه مع تنـزيه اعتقادنا عن الشَّبه والتعطيل، ونقول : لا يعلمه إلا الله، وهو قول السلف. والثالث : بأنها مؤولة ، وأَوَّلوها على ما يليق به، والأول باطل، والأخيران منقولان عن الصحابة ... قال الشيخ أبو عمر بن الصلاح : (وعلى هذه الطريقة أي: التفويض ـ مضى صدر الأمة وسادتها ،وإياها اختار أئمة الفقهاء وقادتها ، وإليها دعا أئمة الحديث وأعلامه ، ولا أحد من المتكلمين من أصحابنا يَصْدق عنها ويأباها. وأفصح الغَزَّالي عنهم في غير موضع بتهجين ما سواها حتى ألْجم آخراً في (إلجامه) كل
...ЕщёСказал Имам Бадруддин аз-Заркаши (745-794 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «Аль-Барахиин»:
وقال البدر الزركشي رحمه الله تعالى في : "البرهان" (1/78ـ79) : "النوع السابع والثلاثون: في حكم المتشابهات الواردة في الصفات وقد اختلف الناس في الوارد منها في الآيات والأحاديث على ثلاث فرق : أحدها؛ أنه لا مدخل للتأويل فيها، بل تُجرى على ظاهرها، ولا تُؤَوِّل شيئاً منها ، وهم المشبهة. والثاني : أن لها تأويلاً، ولكنا نمسك عنه مع تنـزيه اعتقادنا عن الشَّبه والتعطيل، ونقول : لا يعلمه إلا الله، وهو قول السلف. والثالث : بأنها مؤولة ، وأَوَّلوها على ما يليق به، والأول باطل، والأخيران منقولان عن الصحابة ... قال الشيخ أبو عمر بن الصلاح : (وعلى هذه الطريقة أي: التفويض ـ مضى صدر الأمة وسادتها ،وإياها اختار أئمة الفقهاء وقادتها ، وإليها دعا أئمة الحديث وأعلامه ، ولا أحد من المتكلمين من أصحابنا يَصْدق عنها ويأباها. وأفصح الغَزَّالي عنهم في غير موضع بتهجين ما سواها حتى ألْجم آخراً في (إلجامه) كل عالم أو عامي عما عداها) . قال : وهو كتاب : "إلجام العوام عن علم الكلام" آخر تصانيف الغزالي مطلقاً، آخر تصانيفه في أصول الدين، حَثَّ فيه على مذاهب السلف وَمْن تبعهم" أ.هـ. المراد .
«Двадцать седьмой вид: про муташабихаты, которые бывают в атрибутах. Люди разделились по этому поводу в том, что пришло из аятов и хадисов на три группы:
1. Те, кто утверждают, что нет здесь места для толкований, а наоборот нужно понимать их в своем прямом (буквальном) смысле и нельзя толковать ничего из этого. Их называют мушаббиха (уподобленцы).
2. Те, кто утверждают, что есть этому толкования, но мы предпочитаем воздержаться от толкований, вместе с этим очищая свои убеждения от уподоблений и атеизма. И мы говорим, что их истинного смысла не знает никто, кроме Аллаха. Это то, что говорили саляфы.
3. Те, кто утверждают, что их можно толковать, и они дали им толкования, которые им подходят.
Первое утверждение является ложным, а два последующих были переданы от сподвижников.
Шейх Абу Амр ибн ас-Салях (577-643 г.х.) сказал: Вот по этому пути т.е. по пути воздержания, пошли основоположники нашей Уммы и её саййиды. И этот путь избрали имамы, факихи и ее предводители, к нему призывали имамы и корифеи хадисоведения. И ни один из ученых мутакаллимов не отказывается от этого пути и не отвергает его. Имам аль-Газали (450-505 г.х.) подробно разъяснил про них во многих местах с порицанием всего, кроме этого пути и наконец, одел уздечку в своей книге (Ильджам) на каждого ученого и простолюдина, чтобы он не свернул с этого пути.
Эта книга «Ильджам аль-авам ан ильм аль-калям» является последней из всех книг аль-Газали, и последней его книгой в Усулуддине. В этой книге он призвал к мазхабу саляфов и тех, кто за ними последовал.
[Аз-Заркаши, «Аль-Барахиин», том. 1, стр. 78-79]
Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 г.х.), да смилуется над ним Аллах, дал определение слову тафвид сифатов:
البدر العيني في : "عمدة القاري" (9/188) حيث عَرَّف التفويض في الصفات بقوله : "وهو الإيمان بأنها حق على ما أراد الله، ولها معنى يليق به، وظاهرها غير مراد" أ.هـ.
>«Тафвид - это вера в то, что (сифаты) это правда как этого пожелал Аллах, и у них есть толкование, подобающее Его величию, и их прямой смысл неприемлем».
[Бадруддин аль-Айни, «Умдат аль-Кари», 9/188]
Сказал Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «Умдат аль-Кари»:
قال البدر العيني رحمه الله تعالى في "عمدة القاري" : (3/62) : "لا شك أن النـزول انتقال الجسم من فوق إلى تحت، والله منـزه عن ذلك
...ЕщёИмам Бадруддин аль-Айни (762-855 г.х.), да смилуется над ним Аллах, дал определение слову тафвид сифатов:
البدر العيني في : "عمدة القاري" (9/188) حيث عَرَّف التفويض في الصفات بقوله : "وهو الإيمان بأنها حق على ما أراد الله، ولها معنى يليق به، وظاهرها غير مراد" أ.هـ.
>«Тафвид - это вера в то, что (сифаты) это правда как этого пожелал Аллах, и у них есть толкование, подобающее Его величию, и их прямой смысл неприемлем».
[Бадруддин аль-Айни, «Умдат аль-Кари», 9/188]
Сказал Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «Умдат аль-Кари»:
قال البدر العيني رحمه الله تعالى في "عمدة القاري" : (3/62) : "لا شك أن النـزول انتقال الجسم من فوق إلى تحت، والله منـزه عن ذلك فما ورد من ذلك فهو من المتشابهات والعلماء فيه على قسمين : الأول : المفوِّضة، يؤمنون بها يُفَوِّضون تأويلها إلى الله عز وجل مع الجزم بتنـزيهه عن صفات النقصان . والثاني : المؤولة . يؤولونها على ما يليق به بحسب المواطن، فأولوا بأن معنى (ينـزل الله) : ينـزل أمره، أو ملائكته، وبأنه استعارة، ومعناه : التَّلطُّف بالداعين والإجابة لهم ونحو ذلك" أ.هـ المراد.
">Нет сомнения в том, что нисхождение (нузуль) - это перемещение тела сверху вниз, а Аллах чист от этого. То, что пришло (в аятах, хадисах) это относится к пришедшим с неясным значением, и поэтому поводу среди ученых есть два мнения:
Первое мнение: это оставить их смысл и значения как есть без толкования с уверенность, что Аллах чист от подобия, образа и недостатков.
Второе мнение: это толкование как подобает величию Аллаха, как истолковали значение нисхождения (нузуль) тем, что нисходит его повеление, ангелы, или что это метафора со значением милость к просящим, ответ на их просьбы (дуа) и т.д.
[Бадруддин аль-Айни, «Умдат аль-Кари», 3/62