Похороны членов экипажа К-429, поселок Рыбачий, лето 1983 года
Отдельный вопрос — почему не закрылись клапаны вентиляции? Достоверно об этом сегодня, наверное, не расскажет уже никто. Вот что спустя многие годы выжившие подводники рассказывали родственникам погибших товарищей (публикуем выдержки из писем анонимно).
«Погружение, которое выполняется по боевой тревоге, происходит при полном закрытии всех забортных отверстий. Прежде чем дать команду на погружение, командир посмотрел на пульт, где была выведена вся сигнализация по забортным отверстиям. Если бы горел хотя бы один красный сигнал, погружения бы не было! К сожалению, два вентиляционных отверстия оказались открытыми, хотя сигнализация показывала, что они закрыты. Мне очень трудно все переживать, вспоминаю всех погибших со слезами на глазах».
«Нас подняли ночью, я уже служил начальником цеха в мастерских, подняли всю документацию по ремонту К-429. Нашей вины не нашли. А выявили, что кто-то перепутал провода по цвету, и из-за этого сигнализация показывала, что клапаны вентиляции закрыты, а по факту они были открыты. Подводная лодка погрузилась с открытыми клапанами…»
Позже из произошедшей катастрофы на советском флоте извлекли единственно возможную пользу — сделали работу над ошибками. Вот что рассказал бывший подводник Северного флота Игорь Анатольевич Серебряков, который в советское время занимался подготовкой экипажей АПЛ в учебном центре.
— В свое время я получил облучение на АПЛ, и меня перевели с плавсостава на учебную работу. Аварию К-429 помню. Вода поступила в прочный корпус, и подводная лодка ушла на дно. Ее аварию, как и все остальные, разбирали очень детально, чтобы другие экипажи не повторяли ошибок. ЧП с ракетоносцами в те годы было немало, — рассказал Игорь Серебряков, который сегодня занимает должность заместителя председателя свердловского совета ветеранов подразделений особого риска. Эта организация объединяет тех, кто в прошлом участвовал в создании ядерного оружия СССР и занимался вопросами эксплуатации атомных подводных лодок.
Комментарии 105