Перед вами - книга А. Певнева «КУБАНСКИЕ КАЗАКИ», увидевшая свет в городе Екатеринодаре в 1911 году. Выпущенная под грифом «пособия для учеников станичных школ», она должна была стать учебником по истории кубанского казачества для мальчиков-казачат, проходивших обучение в станичных и хуторских училищах. Да, с одной стороны, на фоне того, что в системе образования тогдашней Кубанской области долгие годы вообще не преподавали казачью историю и культуру, выход такого издания был сам по себе отрадным фактом. И это стоит неразрывно воспринимать с целым рядом других мер, предпринятых при атамане Михаиле Бабыче для «поддержания и сохранения казачьего духа» (станичные маневры для школьников-казачат, введение в школьную программу занятий по физкультуре с элементами «начальной военной подготовки» и т.д.).
Но, правда, со стороны другой, ее содержание вызывает понимающую и грустную улыбку. Оказывается, уже тогда, как и сейчас, «с младых ногтей» в головы детям загружалась в первую очередь история казаков-черноморцев, в ущерб истории линейного казачества Кубани. Достаточно просто сравнить объем материала: 40 из 80 страниц книги - история малороссийских, запорожских и черноморских казаков и лишь какие-то 5 страниц, посвящены казакам линейным, причем, в отличие от разделов о черноморцах, без рассказа об исторических предках казаков-линейцев (донских казаках, крестьянах-однодворцах и других).
А потом прошло более 100 лет и в краснодарском издательстве «Традиция» в 2021 году вышли сразу аж четыре книжки «История и культура кубанского казачества», предназначенные для начальных казачьих классов школ Краснодарского края. Их автор - «истовая кубанская казачка» и педагог с большим стажем Еременко Е.Н. Как она справилась со своей задачей? Как вы уже догадались, справилась. Но «по-черноморски»...
Во всех учебниках откровенно сквозит «местная украинофилия», когда традиции черноморского казачества экстраполируются на всех кубанских казаков. Оказывается, во всех кубанских станицах дети называли отца «батько», именовали летнюю печку «кабыця», «ходили на Рождество со звездой», а «балачка» - не один из кубанских говоров, а единый, общий для всей Кубани речевой диалект. Дальше - больше. Наш автор смог «методически переплюнуть» А. Певнева, а потому в рассказах о заселении Кубани, нет ни слова о казаках линейных, только история Черноморского войска.
Но этого оказалось мало, а потому, «широким слоем сверху», автор намазала откровенное «казачье фолк-хистори» - современные невежественные бредни, щедро почерпнутые из «интернета-батюшки», который, как известно, «все знает и никогда не соврет»...
Так, например, на Кубани никогда не бытовал нынешний культурный новодел - «Праздник матери-казачки», созданный «возродителями казачества» лишь потому, чтобы отвадить женщин-казачек от празднования «большевицкого 8 Марта». Танец «гопак» - это не боевое «казачье кунг-фу», где «все движения являлись боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами», тем более что в книжках Еременко, о двух самых известных казачьих танцах - «казачке» у черноморцев и «лезгинке» у линейцев, нет ни слова. Сюда же можно отнести рассказы о том, что «через сорок дней после рождения отец надевал на ребенка портупею от шашки», что «доставая из купели, батюшка клал только что крещеного раба Божия на бурку» и что родителей ребенка перед храмом «ждали казаки с обнаженными шашками». Вообще все, что касается темы казачьего оружия, читать без грустной усмешки нельзя - видимо автор просто не знакома с работами краснодарского историка-оружиеведа Б.Е. Фролова. А раз так, то детям «вешают лапшу» про «пластунские деревянные рогатки» и «боевые нагайки», которые, вдобавок, «использовалась в обряде посвящения казака в атаманы, когда старейшина или уважаемый казак войска трижды ударял атамана нагайкой. Это символизировало полное подчинение устоям и правилам войска».
Ладно, рассказ этот можно продолжать и дальше, правда смысла в этом нет. Прошло сто лет, а «воз стоит и ныне там». С чем мы особенно поздравляем тех родителей, чьи дети учатся по таким «замечательным» учебникам...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев