О противоположных ценностях в Царстве Божием
Всё Евангелие учит оставлять меньшее ради большего, тленное ради нетленного, худшее ради лучшего, злое ради доброго, более дешевое ради более дорогого. Если бы Евангелие не обещало вящие ценности, кто бы тогда оставил меньшие?
Если бы не являло оно сияние драгоценнейших благ, кто тогда отказался бы от более дешевых? Кто оставил бы мед и молоко, не найдя чего-то сладчайшего? Кто покинул бы отца и мать, не обретя кого-то более родного?
Кто оставил бы детей и друзей, не познав кого-то более дорогого? Кто добровольно предал бы эту жизнь на муки и смерть, не предуведев жизни бессмертной?
Владыка Христос слаще меда и молока, роднее отца и матери, милее детей и друзей, драгоценнее всех видимымх благ, дороже всей этой жизни, ибо дарует [Он] жизнь бессмертную.
Всё в міре сем хуже Него, и меньше, и горче, и слабее, и дешевле, и ничтожнее. Кто принял Его, тому легко всё оставить – всё, потому что впитал он в себя самое лучшее и вселил в себя Самого Лучшего.
Отчего люди, оставляя одно место, переселяются на другое? Главным образом, оттого, что надеются на новом месте быть более счастливыми.
И действительно, если брать во внимание светскую жизнь с присущими ей удовольствиями, то места могут быть разными: лучшими и худшими.
Кто не уповает на лучшую жизнь после смерти, тот ищет лучшую чувственную пажить в этом міре.
Но если прислушаемся к сердцам тех людей, которые могли и умели жить в так называемых «злачных» местах на земном шаре, то услышим звуки неудовлетворения, тоски и отчаяния.
Не нашли они того, чего искали. Питались до пресыщения на всяком месте – а в итоге [в серб. букв:. и, наконец. – Ред.] голодные, смотрят в глаза смерти.
А [теперь] посмотри на христианских святых! Они выбирали места, наименее пригодные для светских утех, места «сухие, непроходные и безводные», места уединенные и страшные – те, которые меньше всего привлекают внимание и за которые никто не борется.
Все места на земле считали они равно не имеющими никакой ценности, но выбирали худшие именно для того, чтобы легче вознестись своим духом и умом к своему бессмертному Отечеству.
И если бы кто-то прислушался к звучанию их сердец, то услышал бы радость и удовлетворение.
Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19:30; Лк. 13:30).
Как премудр Изрекший эти слова! Не сказал Он, что все первые будут последними, а все последние первыми, но: многие. Ни одной погрешности нет в Евангелии, и нигде [в нем] нет ни одного преувеличения.
Почему Господь [ввел] ограничение], сказав не все, а многие. Опыт учит нас [тому], что некоторые из тех, кто был первым по чести на земле, остались первыми по чести и у Бога.
Были цари, угодившие Богу со своего престола, а были и люди вне всякой власти, прогневлявшие Бога до самой смерти. Были богатые, спасшиеся благодеяниями и верой, но были и нищие, за свою злобу и неверие принявшие осуждение.
Были люди знаменитые, [но] отвергшие и веру, и добродетель. Таким образом, некоторые первые здесь пребыли первыми и там, и наоборот: некоторые здесь последние оказались и там последними.
Но, увы, многие первые здесь стали последними там.
И о радость, о правда Божия: многие из здесь последних стали там первыми!
Господь особо не выделял и не хвалил какое-либо сословие или ремесло, в ущерб всем прочим, но призывал (и поныне призывает) воинов света из всех сословий, из всех ремесел и занятий.
Для Него мерило человека – не корона и не сума нищего, а вера – вера и добродетель.
Для любого человека дорог мир души. У стяжавших этот душевный мир тело может быть непрестанно в движении, в работе, в страданиях, но душа их, прильнувшая к Богу, присно пребывает в непоколебимом мире.
Преподобный Серафим Саровский учит: «Надобно всячески стараться сохранять душевный мир. Не возмущаться оскорблениями от людей.
Поэтому нужно так или иначе воздерживаться от гнева и, бодрствуя (над самим собой) блюсти ум и сердце от непристойных движений...
Для сохранения душевного мира необходимо также избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием удается сохранить душевный мир. Когда человек пребывает в таком состоянии, то получает Божественные откровения.
Дабы человек сохранил себя от осуждения других, надлежит бодрствовать над самим собой; нельзя ни от кого принимать недуховных мыслей и должно быть мертвым ко всему (мірскому).
Мы должны неустанно хранить свое сердце от непотребных помыслов и впечатлений (Притч. 4, 23).
От постоянного бодрствования над сердцем – в сердце рождается чистота, в которой созерцается Господь, по словам вечной Истины: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (Мф. 5:8)».
О Господи Иисусе, сокровищница всех нетленных благ, помоги нам отрешиться от всего и прильнуть к Тебе, Жизни нашей и Благу нашему.
Господи премудрый, помяни и нас во Царствии Твоем. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев