ГАСПРА. КРЫМ
Стыдно сказать, но проживая всю жизнь в Крыму, я не знала о существовании этого дворца и была искренне удивлена увидев его прекрасные фото в интернете. К сожалению, большинство из них были сделаны давно и не соответствуют текущей действительности. От романтического в Александрии осталось только название: пальмы не цветут, фонтан высох, а вместе с ним и цветущая клумба, окна разбиты, фасад разрушается, особенно это заметно с обратной стороны, его обветшавшие двери больше не встречают гостей; от былого величия осталась лишь тень и дворец медленно умирает.
А ведь его первым владельцем был сам граф Александр Голицин, после его смерти, графиня Софья Панина, а в дальнейшем в нем жил и трудился Лев Николаевич Толстой и теперь этот дворец отдан на растерзание времени и вандалам, в это сложно поверить.
Мне очень жаль, что я не успела увидеть его в те дни, когда его двери были открыты, фонтан журчал и зеленела клумба. А ведь такие маленькие дворцы-усадьбы не менее ценны для Крыма, чем знаковые, большие, такие как Ливадийский, Массандровский и Воронцовский, с которым у этого архитектурного памятника есть много сходств и с которым он в непосредственной близости, но при этом забыт и покинут.
Несмотря на то, что этот дворец сейчас больше напоминает сельский дом культуры по степени запущенности, мне все-равно было интересно побывать там, прикоснуться к его ранам, к его истории, оставить себе на память его силуэт.
Хочется верить, что со временем кто-нибудь возьмет этот памятник под опеку и вернет ему прекрасный облик.
История возникновения усадьбы.
Основателем имения стал граф Александр Голицын, известный деятель при дворе императора Александра I и представитель древнего аристократического рода. Став владельцем участка в Крыму, он решил начать строительство усадьбы, чтобы осесть там после завершения государственной службы.
Строительство началось в 1831 году и продолжалось семь лет. Среди приглашенных архитекторов был Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александрийских колонн в Санкт-Петербурге. Но владелец не остановил на нем выбор, отдав предпочтение плану Филиппа Эльсона и Вильяма Гунта.
Ландшафтный дизайн стал творением Людвига Кремера. Название Романтическая Александрия дворец получил в честь своего владельца.
Здание построено по подобию Алупкинского дворца, материалом послужил серый известняк. Готические и романтические элементы средневекового стиля представлены стрельчатыми окнами, восьмигранными зубчатыми башнями, возвышающимися на 20 аршин.
Длительное строительство было связано с занятостью графа и нехваткой финансов, отчего немало дизайнерских идей воплотить не удалось.
Первоначально облик прилегающей к дворцу территории, несмотря на грандиозные задумки владельца, ограничился террасой у южного фасада здания, небольшими цветниками вокруг и подъездной аллеей у главного входа с севера.
Большую часть территории вокруг замка занял английский сад, в котором по большей части была представлена местная растительность. Наряду с дубами, буками, горными кленами были высажены экзотические породы: кипарисы, платаны, кедры и каштаны. Среди деревьев соорудили небольшой водоем, украшенный готической руиной с небольшим водопадом на берегу.
Усадьба стала известным и значимым объектом полуострова, путешественники считали своим долгом посетить это место. Не обделил вниманием усадьбу и император Николай I, путешествуя по Крыму.
Он посетил имение 19 сентября 1837 году, несмотря на то, что хозяина в тот период во дворце не было. Венценосца сопровождала большая свита. В честь знаменательного визита позже в лучшем покое дворца на втором этаже был выставлен портрет князя Голицына, подписанный самим Николаем I. Картина в золотой раме была помещена под стекло, на которое и нанесена знаменитая надпись.
Поселиться в усадьбе Голицыну удалось в 1843 году, после отставки. Через год он умер, и комплекс постепенно приходил в упадок. Сменилось несколько владельцев, пока дворец в 1865 году не попал в руки графа Владимира Васильевича Левашова.
В 1895 году имение унаследовала племянница графини Панина Софья Владимировна, которая активно принялась за восстановление и усовершенствование сооружения. Были обновлены кровля, облицовка стен, возведены гостевые сооружения, значительно расширился парк, появилась оранжерея и фонтан.
Парковые насаждения были представлены сотнями видов растений, они завозились из Никитского ботанического сада, а также из различных уголков планеты.
Общественная деятельность Паниной в свое время была посвящена не только преобразованию имения. Она участвовала в создании больниц и школ, помогала неимущим и содержала немало нуждающихся людей. Благодаря графине в Санкт-Петербурге появился Народный дом с воскресными классами, в котором могли обучаться, питаться и лечиться рабочие.
Немалый вклад в развитие и процветание имения внес управляющий Карл Христианович Класен, который находился на службе у графини почти двадцать лет.
Вековые дубы, ясени и каштаны перемежались с цветущими магнолиями, маслинами, лаврами и кипарисами. Цветники перед дворцом благоухали и радовали глаз тысячей кустов роз различных сортов — вьющихся, штамбовых, кустовых.
Усилия управляющего, должный вклад и уход за садом, огородом и виноградником приносили обильный урожай, обеспечивали потребности хозяев и их многочисленных гостей. Местный сорт вина, изготавливаемый из винограда сорта Александрийский мускат, был особенно известен своим душистым ароматом и сладким вкусом.
Отдельного внимания заслуживало внутреннее убранство залов дворца, среди которого было немало красивых вещей, картин знаменитых голландских, фламандских и итальянских живописцев.
Софья Владимировна часто принимала в своем владении именитых гостей. Известными постояльцами дворца были Толстой, Бунин, Куприн и Чехов. Их привлекали замечательный климат и удачное расположение имения. С одной стороны, открывается вид на морское побережье, а с другой — на горный массив знаменитой возвышенности полуострова Ай-Петри.
Здесь почти год провел писатель Лев Толстой, восстанавливая здоровье после затяжной болезни. Он гостил в имении с сентября 1901 года по июль 1902 года, восторгаясь окружающей природой окрестностей и очарованием тенистых аллей, окружающих замок.
Толстой нередко проводил время, совершая пешие и конные прогулки. В стенах замка написал повесть «Хаджи Мурат», а также целый ряд статей. Позже в комнатах, занимаемых писателем, был открыт музей, посвященный его творчеству. Мемориальный стиль был сохранен на застекленной террасе замка, где коротал вечера знаменитый гость.
На тот период в доме насчитывалось 12 жилых комнат, работали четыре камина и восемь голландских печей. Меблировка восточного кабинета дополнялась стульями с изогнутыми спинками в петровском стиле, а стены украшали портреты Бетховена, Гете, Толстого, Бакуниных.
Особенно изысканной и роскошной считалась гостиная с картинами в золоченых рамах и роялем Ромберга, с орехового дерева этажерками и пюпитром красного дерева, выдержанная в готическом стиле.
В 1917 году в Гаспре проживала на протяжении года семья Набоковых. Они обитали в доме, расположенном прямо перед дворцовой оградой. Из окон в северной части открывался вид на татарскую саклю. Во время Второй мировой войны здание было разрушено, но впоследствии его восстановили.
В послереволюционный период дворец был отдан под всесоюзную здравницу. В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась больница. С 50-х годов XX столетия дворец стал территорией пансионата Ясная Поляна, получившего название в честь Льва Николаевича Толстого.
Среди именитых отдыхающих курорта в разное время — художники А. Осмеркина, М. Нестерова, поэт О. Мандельштама, композитор Д. Шостаковича. Каждому из них Гаспра подарила немало приятных моментов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев