»
Вспоминая Всесоюзную ударную комсомольскую стройку
В 2024 году в нашей стране будет торжественно отмечено 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В соответствии с Указом Президента России, который опубликован в начале марта этого года, правительству в трехмесячный срок поручено образовать организационный комитет по подготовке торжеств.
Их главным организатором и официальным спонсором выступит Минтранс России. Основные дни празднования намечены на 6-7 июля 2024 года. Тем временем, Главгосэкспертиза России продолжает работу с объектами второй очереди развития Восточного полигона – самого масштабного за всю историю Российских железных дорог проекта по увеличению провозной способности БАМа и Транссиба в сторону дальневосточных портов. Строятся новые туннели и мосты, пути и разъезды, поселки и предприятия… И это при том, что в 90-е годы прошлого века бытовало мнение: БАМ – это не нужный для страны проект, он, якобы, не пригодился и не пригодится, что это результат волюнтаризма и гигантомании советского руководства.
Каково же было слышать подобные утверждения людям, отдавшим лучшие годы жизни строительству этой важнейшей, как показало время, магистрали для современной России? Людям, которые вкладывали душу в рельсы и шпалы, всем сердцем чувствовали неповторимую романтику огромной стройки, познали настоящую дружбу и единение ради общей цели? Слава Богу, жизнь расставила все на свои места, и молодежь СССР второй половины 20 века, строившая БАМ, получила моральное удовлетворение в наши дни, когда магистраль стали расширять и продолжать.
* * *
…Есть события, которые объединяют целые поколения. Для молодежи СССР 70-х–80-х годов таким событием стало строительство БАМа – Байкало-Амурской магистрали. Сегодня подобное строительство железной дороги назвали бы «мега-проектом», а тогда название было такое, каких уже нет - Всесоюзная ударная комсомольская стройка!
Энтузиазм молодежи впечатлял. Добровольно в патриотическом порыве в строительстве приняли участие около 50 000 комсомольцев. Попасть на стройку было непросто – требовалась «комсомольская путевка». Материальная выгода была на втором плане (хотя за работу платили неплохие по тем временам деньги...).
При этом стоит понимать, что работать приходилось в весьма суровых климатических условиях, жить в палатках и времянках, организованно питаться, терпеть необустроенность... Но все эти трудности не мешали добиваться высоких показателей в работе, ставить рекорды и, конечно, влюбляться и заводить семьи. Впоследствии часть «бамовцев» так и осела в городах и поселках, построенных вдоль магистрали.
Конечно, БАМ строили не только молодежные стройотряды. На первом этапе, с 1932 по 1958 годы, железная дорога строилась заключенными. «Комсомольский» же этап длился с 1974 по 1984 год. Разумеется, в строительстве участвовали и зрелые специалисты со всего СССР, привлекались также военные. Но именно молодежь вдохнула в стройку новую жизнь, позволила довести ее до конца.
Вы только вдумайтесь, что такое БАМ. Цифры и факты:
- протяженность составляет 4324 км (Тайшет – Советская Гавань), половина путей проложена в зоне вечной мерзлоты,
- магистраль пересекала 11 крупных и сотни мелких рек, 7 горных хребтов (проложено около 4200 мостов, 10 туннелей),
- построено более 200 железнодорожных станций.
Это была самая дорогая и масштабная инфраструктурная стройка в истории СССР.
Какие задачи решал БАМ? Позволял увеличить поток грузов, являлся дублером Транссиба (БАМ проходит дальше от границы с Китаем), давал доступ к освоению огромных природных богатств. БАМ полностью изменил жизнь в регионе.
Подталкиваемое идеологическими установками, в стране возникло целое «бамовское» движение. Все следили за успехами строительства, за его продвижением. На стройку ездили популярные артисты. На БАМовскую тематику писались песни, полюбившиеся всему СССР.
Песня о БАМЕ
Рельсы упрямо
Режут тайгу,
Дерзко и прямо
В зной и пургу.
Припев:
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный,
А короче – Бам!
Скалы и чащи –
Все он пройдет
Наш работящий,
Смелый народ.
Припев:
Веселей, ребята,
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче – БАМ.
Над Звездным кружит
Наш вертолет,
А мы утюжим
Топи болот.
Припев:
Веселей, ребята,
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче – БАМ!
И сквозь туманы,
И сквозь года
До океана
Помчат поезда!
Припев:
Веселей, ребята,
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче – Бам!
(Музыка В. Петрова, слова З. Бинкина)
Конечно, мы живем в другое время и в другой стране (хоть и ставшей наследницей СССР). Время ударных комсомольских строек кануло в лету. Современную молодежь уже не привлечешь на добровольных началах к строительству каких-либо крупных объектов. Тем не менее страна развивается, мосты и космодромы строятся, получил новое развитие и проект под названием «БАМ».
Так что лет через 30-50 современная молодежь тоже сможет вспомнить грандиозные стройки своего времени. Только теперь они не являются «молодежными» и «комсомольскими». Все течет, все меняется…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев