Павел Никитович родился 13 июля (по другим данным, 29 июля) 1910 года в Санкт-Петербурге (Ленинград, Санкт-Петербург) в семье рабочего. Русский. Окончил Ленинградский авиационный техникум в 1931 году. Работал в Батайской авиационной школе ГВФ, где прошел курс военной подготовки. С 1939 года работал штурманом Ростовского авиапредприятия. В Красной Армии с 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941 года. С осени 1941 года служил штурманом самолёта «ПС-84» Азово-Черноморской авиагруппы ГВФ. До лета 1942 года летал в основном на Керченский полуостров и в Севастополь. Вместе с экипажем вывез сотни раненых севастопольцев и завёз в сражающийся город большое количество военных грузов. После потери Крыма был переведён в Киевскую особую авиагруппу, в составе которой вместе со своим будущим командиром А.С.Шорниковым (в разных экипажах) участвовал в боевых действиях под Сталинградом. В январе 1943 года П.Н.Якимов с А.С.Шорниковым были в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии командированы в Великобританию для освоения и перегонки в СССР 200 бомбардировщиков «Armstrong Whitworth» «A.W.41» «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника). В ночь с 2 на 3 марта 1943 года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: пилот капитан А.С.Шорников, штурман лейтенант П.Н.Якимов, радист лейтенант А.А.Вердеревский и борттехник Г.И.Галактионов. После девяти часов полета самолет сел на Внуковском аэродроме. В течение марта-апреля последовали еще 12 "Албемарлов" В Советском Союзе самолеты подвергли тщательным испытаниям. Они показали, что британские машины значительно уступали по лётным и эксплуатационным качествам отечественным дальним бомбардировщикам и транспортным самолетам «ПС-84». Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации "Албемарла" в нашей стране, комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или серьезно их модифицировать. В мае перегонку самолетов приостановили, а затем прекратили вообще. Экипаж А.С.Шорникова, в составе которого был П.Н.Якимов, летом и осенью 1943 года в составе полка обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США (28 ноября – 1 декабря 1943 года), перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Красной Армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых для этой цели грузов. Особо отличился П.Н.Якимов при выполнении специальных заданий командования по доставке в расположение Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) с авиабазы в городе Бари (Италия) в 1944 году оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, вывозу раненых и спасению Верховного штаба НОАЮ во главе с маршалом Иосипом Броз Тито 4 июня 1944 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, капитану Якимову Павлу Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3931). В июле 1944 года в Италию перелетели с территории СССР ещё десять самолётов «С-47». Оттуда начала действовать авиационная группа особого назначения (АГОН) под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.И.Щелкунова. Ее самолеты обеспечивали боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии: туда везли боеприпасы, оружие, медикаменты, обратно - раненых. Из Советского Союза в Бари транспортники доставили четыре разобранных самолёта По-2 и передали их югославам. Вплоть до окончания войны П.Н.Якимов вместе с А.С.Шорниковым в составе АГОН летал в небе Югославии. С 1947 года П.Н.Якимов – в запасе. Жил в Москве. Работал флаг-штурманом отряда Отдельной авиационной группы международных воздушных сообщений, начальником штаба авиапредприятия. Затем, после развода с женой, переехал в Эстонию, жил в городе Кингисепп (ныне город Курессааре, остров Сааремаа), работал начальником аэропорта. Последние годы жил в городе Таллин (ныне Таллинн, республика Эстония). Скончался 5 марта 1968 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев