Илья Фомич родился 6 июля 1919 года в деревне Новоселье ныне Монастырщинского района Смоленской области. Учился в Смоленском техникуме связи. Окончил Смоленский аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором. В Красной Армии с декабря 1939 года. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков, до 1942 года был в ней лётчиком-инструктором. Участник Великой Отечественной войны: в феврале 1942-январе 1945 – лётчик, заместитель командира АЭ, помощник командира по воздушно-стрелковой службе 653-го (с марта 1943 – 65-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Закавказском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах. Совершил более 200 боевых вылетов на истребителях Як-1 и Як-3, провёл более 30 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, лейтенанту Якубову Илью Фомичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 817). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1945 году окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В 1945-1947 – лётчик-испытатель НИИ-1; участвовал в испытаниях нескольких авиационных двигателей. С марта 1947 года – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях ракетного самолёта «4302» в планерном варианте, провёл ряд испытательных работ на самолётах Пе-2, Ту-2, Як-9 и Ил-10. Погиб 18 сентября 1947 года при выполнении испытательного полета на Ту-2ЛЛ. В этом полете он потерял ориентировку, видимо, не учел повышенной скорости «трехдвигательного» самолета и поскольку летал без штурмана (его место занимал ведущий инженер), недооценил, насколько далеко ушел от базы. Не обнаружив под собой знакомых мест, летчик, пытаясь восстановить ориентировку, несколько раз менял курсы полета, а когда наконец восстановил ориентировку, понял, что находится вблизи Мурома над Окой и остатка горючего в баках, чтобы вернуться домой, уже не хватит. И пошел на вынужденную посадку на прибрежный плес с убранным шасси (что было правильно). Экипаж не сбросил подвешенный двигатель: то ли пожалел его, то ли отказала система сброса. Коснувшись земли прежде всего этим двигателем, самолет «клюнул» и «кульбитом» перевернулся прямо через расположенную в носу кабину экипажа. Летчик Илья Якубов и ведущий инженер Давид Гинзбург погибли. Жил в Москве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев