В одном тюркском эпосе говорится: "Однажды, идя по базару, султан натыкается на лавку, где продаются ковры. Взгляд его останавливается на одном ковре. Он интересуется тем, кто его ткал и местом пребывания этого мастера. Продавец отвечает, что его соткала молодая девушка, к дому которой он может проводить султана. Когда они приходят в этот дом, султан спрашивает у родителей девушки, соткавшей ковер: "Зачем вы разлучили дочь с ее любимым?" Родители удивленно спросили султана: "Это была семейная тайна, кто вам об этом рассказал? Ведь, кроме нас и дочери, об этом никто не знал". Тогда султан ответил: "Я узнал это от ковра, сотканного вашей дочерью. Каждый узелок, каждый узор его говорит о тоске разлученных сердец, взывает о помощи"...
С древних времен азербайджанский ковер, воплотивший в себя все разнообразие кавказской природы, является своеобразным хранителем и источником информации, где каждый символ играет свою роль, и если вы сможете его расшифровать, он готов побеседовать с вами и раскрыть свои тайны.
Многие великие европейские художники на своих картинах изображали азербайджанские ковры. К примеру, ковер «Зейва» вписан в картину голландского живописца Яна Ван Эйка «Мадонна Каниника». Итальянский художник эпохи Возрождения Пинтуриккьо в «Сцене из жизни Энея» изобразил ковер «Гянджа» Газахской зоны. Нидерландский художник 15 века Ганс Мемлинг сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии, дал изображения азербайджанских ковров. Они также встречаются в картине немецкого художника Ганса Гольбейна «Послы» 16 века и картине венецианского художника Карло Кривелли «Возвещение» 15 века, что говорит о высокой репутации художественных достоинств этих ковров. Азербайджанские ковры можно увидеть также на картине итальянского художника Антонелло да Мессина (15 век) - «Святой Себастьян», на фреске собора Санта Мария в городе Сиене («Свадьба Финдлинга») художника Доменико ди Бартоло, на картине Доменико Мороне - «Рождение святого Фомы».
Прекрасные ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей текстиля в Вашингтоне, Музей азербайджанского ковра и Музей истории Азербайджана в Баку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев