Он совершил и нечто большее.
После блестящей победы на Кресте и трехдневного Воскресения Он вознесся в теле на Небеса и сел одесную Престола Бога Отца (Пс.109:1; Евр.1:3). Господь наш был унижен, распят и умер, за каждого человека Он испил горькую чащу смерти. Ныне, после Святого Воскресения и телесного Божественного Вознесения Своего, Он был увенчан совершенной славой и честью, чтобы ввести в вечную славу и многих людей (Евр.2:9–10).
Вознесшийся Господь взошел на Небо и сел одесную Отца; Он вступил в предвечную славу и призвал весь человеческий род пребывать с Ним на Небесах (Еф.2:4–6), там, где Он навсегда воссел одесную Бога! (Евр.10:12).
Через славное во плоти Вознесение Господне человек, бывший мишенью злоначальника диавола, не просто почитается, но совосседает и соцарствует вместе с Богом Словом.
✨ Кроме того, человек, благодаря Божественному Вознесению, имеет возможность личного обόжения, которая предоставляется нам, конечно, по благодати Победителя смерти и ада. Святитель Василий Великий говорит, что Господь наш Иисус Христос «не удовольствовался тем одним, что оживотворил нас, мертвых, но еще даровал нам достоинство Божества, уготовал вечные упокоения, великостью веселия превышающие всякую человеческую мысль».502
Благодаря Распятию, Воскресению и Вознесению на Небеса Богочеловека, мы совлекаем с себя образ земной и облекаемся в образ небесный. Закончился период нашего изгнания из Рая, ибо двери его снова открылись, чтобы принять нас.
Это благотворение было сделано не только раз и на все времена, но и окончательно. Во Христе смерть потеряла свою силу.
Но чтобы дары Вознесшегося Христа были усвоены, человеку необходимо умереть вместе с Иисусом и жить жизнью Иисуса.
Тогда он смог бы воскликнуть вместе с Григорием Богословом: «Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюся с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера спогребался, ныне совоскресаю. Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему».
✨ Скажем и о святой Пятидесятнице, которая есть «вершина благ», дарованных нам Воскресшим, «столица праздников» и «плод обетования». Ведь во время святой Пятидесятницы человеческая природа получает богатые дары Духа Утешителя.
Господь наш покидает эту землю, и на нее приходит Утешитель. Сын восходит в славу безначального Света, а Пресвятой Дух переносит эту славу на творение!
Священный Златоуст говорит: «Господь вознес наш начаток и низвел Духа Святого» в доказательство того, что Он «примирил Отца» с нашей человеческой природой. Ибо Богочеловек вознесся «во славе» на небо и перенес пред изумленными ангельскими силами начаток человеческой природы как пример и залог дела, совершенного Им на земле.
Как залог и ручательство Своего спасительного дела Он послал на землю Третье Лицо Святой Троицы – Духа Утешителя.
Это еще раз показывает, что Христос примирил Отца с нами, людьми. И святитель использует один из образов своей эпохи, чтобы пояснить эту великую истину: «Христос взял начаток нашего естества и воздал нам благодать Духа; и как бывает после продолжительной войны, когда кончено сражение и заключается мир, так что бывшие между собой во вражде дают друг другу поруку и заложников, так произошло и между Богом и человеческим естеством: оно послало Ему в поруку и заложником свой начаток, который вознес Христос, а Он взамен послал нам в поруку и заложником Духа Святого». Итак, у нас теперь есть «верный залог» Будущей Жизни и вечного царства. Это «вверху – тело Господне», «внизу – Дух Святой в нас».
✨ Иконография и богослужение Православной Церкви, выражающие по-своему великие истины нашей веры, подчеркивают эту радостную истину.
Икона Пятидесятницы представляет богозванных Апостолов мирно сидящими полукругом в светлой горнице с радостным и умиленным взором и ... языки, как бы огненные... над их головами во свидетельство того, что ...исполнились все Духа Святого... (Деян.2:3–4).
Все они держат в руках свитки – знаки данной им благодати учительства, в соответствии с которой они могут возвещать народу проповедь покаяния, строящуюся вокруг Креста и Воскресения. Внизу под полукругом, где сидят божественные Апостолы, на черном фоне, указывающем на область мрачного ада, изображен старец в царской одежде и венце. Он держит в руках полотно с двенадцатью свитками.
Старец символизирует мир, который состарился «во грехах», а также природу, находящуюся в плену у «князя мира сего». Глубокий мрак, окружающий его, означает тьму и сень смертную (Лк.1:79), ад, которым порабощен мир и от которого уже освобождается. Двенадцать свитков, которые он держит, – это символы проповеди двенадцати боговдохновенных Апостолов, несущих свет и проповедующих отпущение пленникам смерти и ада.
Поистине велики, непостижимы и невыразимы дары Спасителя нам, людям.
Он разрушил узы ада, уничтожил имя смерти и «как сопротивную троицу – диавола, смерть и ад – наших тиранов и гонителей, потопил Своей алой кровью». Смерть и ад потерпели полное и сокрушительное поражение.
Будем же радоваться, ликовать и веселиться. Ибо, хотя не мы, но Владыка наш победил и водрузил знамя победы, это также и наша радость и веселие. Ведь Господь сделал все для нашего полного избавления от диавола, смерти и ада.
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ta…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1