31 января - День памяти конструктора советских вертолетов Михаила Леонтьевича Миля
Михаил Миль родился 22 ноября 1909 г. (по старому стилю - 9 ноября 1909 г.) в Иркутске. С детства он увлекался авиамоделированием, в двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске.
В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но вскоре перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, поскольку там где была авиационная специализация.
После окончания института работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, потом трудился на автожирном заводе заместителем Николая Камова.
В годы Великой Отечественной войны Миль был отправлен в эвакуацию в посёлок Билимбай. Там занимался усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости, за что был удостоен пяти правительственных наград.
В 1947 году М. Л. Миль был назначен главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 минавиапрома.
Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым.
В начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление правительства о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.
Под руководством Михаила Леонтьевича Миля было создано девять базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. Характеристики опытных винтокрылых машин В-7 и В-12 до сих пор остались непревзойденными, и эти разработки открыли путь к новым направлениям в развитии вертолетной авиации. Так, в конце 1969 года, еще при жизни Михаила Миля, на вертолете В-12 был установлен фантастический рекорд – он поднял 40 тонн полезного груза на высоту 2250 метров. За этот рекорд Михаил Миль со своими конструкторами получил приз имени Игоря Сикорского. Вертолет В-12 , был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой вертолет в мире. К сожалению, эта машина так и не пошла в серийное производство.
Такие вертолеты, как Ми-8 и Ми-24 до сих пор используют в гражданской и военной авиации России и многих стран мира. Сегодня российские вертолеты марки "Ми" – самые массовые гражданские и военные вертолеты в мире.
Вертолеты конструкции Миля стоят на вооружении около 30 стран мира, эксплуатируются более чем в 100 странах. На них установлено свыше 60 мировых авиационных рекордов.
Михаил Миль скончался 31 января 1970 г. в возрасте 60 лет после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на кладбище с. Юдино (Одинцовский район Московской обл.).
Комментарии 6