При участился ли Иуда во время Тайной вечери?
«И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27).
Мнения исследователей и толкователей расходятся в вопросе о том, причастился ли Иуда перед предательством. К примеру, архиепископ Аверкий (Таушев) так же, как и профессор А.П. Лопухин, считал, что Иуда не причастился. Святители Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, святитель Димитрий Ростовский полагали, что Иуда все же участвовал в Таинстве Евхаристии.
Евангелисты Матфей, Лука и Марк не сообщают о том, ушел ли Иуда до установления Господом Таинства Евхаристии или же был вместе с учениками до конца Тайной вечери.
Евангелист Иоанн повествует, что во время пасхальной вечери Иисус омыл ноги Апостолам и по этому поводу говорил им о смирении, а затем последовало обличение предателя и уход Иуды.
В песнопениях Великого Четверга поется о том, что Иуда «небесный хлеб в устех носяй...». На основании этого многие толкователи делают вывод, что Иуда-предатель причастился Святых Христовых Таин.
Знаете ли вы, почему Иуда предал Христа за 30 серебрянников, хотя он носил с собой корзину для пожертвований и мог бы забрать сумму намного более значительную?
Есть разные толкования. Первое объяснение – привычка к греху. Это можно сравнить с привычкой «вечно голодного человека» что-нибудь жевать. Уже неважно, что и в каком количестве – лишь бы перехватить и пожевать. Так и для Иуды неважно, сколько он получит. Главное – подержать в руках деньги.
Второе объяснение заключается в том, что Иуда предал Христа не столько из-за денег, но, скорее, из-за неверия и малодушия. Иуда ждал, что Христос войдет в Иерусалим и станет царем, а его ученики – соправителями. Но вместо этого Христос говорит о своих добровольных страданиях и смерти. Иуда не хочет разделить с учителем Его жертву и возвращается «к своим» – в уютный мир книжников и фарисеев.
Оба эти два объяснения, конечно, не противоречат друг другу, а скорее – дополняют.
Знаете ли вы, что в Великий Четверг варят миро для Таинства миропомазания?
Миро (ст. русск. мѵро от греч. μύρον «ароматное масло») в христианстве – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в Таинстве миропомазания для помазания тела человека. Миро используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен.
Установление Таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии, с умножением христиан, из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием.
Чин мироварения
Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. В состав мира входит около 40 разных веществ.
Торжественный чин мироварения совершается в малом соборе Донского монастыря, а освящение его происходит в Богоявленском соборе города Москвы.
Знаете ли вы, какие народные традиции существуют в этот день, и почему?
В народной традиции на Руси Великий Четверг называли «Чистым четвергом». В этот день было принято навести порядок и чистоту в доме, посетить баню, подстричься. Возможно, эта традиция возникла под влиянием евангельского повествования об умовении ног Спасителем Своим ученикам, но вероятнее всего таким образом просто готовились к встрече Светлого Христово Воскресения, чтобы в пятницу и субботу уже не думать о насущных делах, а уделить время молитве.
Также в Великий Четверг на Руси готовили куличи, красили яйца и готовили так называемую «четверговую соль». По свидетельству евангелистов на столе во время Тайной вечери стояло блюдо с соленым соусом – солилом. Что из себя представляла четверговая соль? Это крупная каменная соль, смешанная с густой квасной гущей, растворившаяся в этой гуще, а потом выпаренная на сковородке на медленном огне. По остывании смеси ссохшуюся квасную гущу отвеивали от соли. Такая соль имела бежевый цвет и особый приятный вкус. В старину пасхальные яйца ели только с четверговой солью.
Как относится к таким народным традициям? В стремлении навести порядок в жилище к празднику Пасхи, приготовлении куличей и яиц нет ничего плохого и суеверного, если все это делается ради Господа. Также эти традиции и хлопоты не должны становится важнее, чем очищение души от грехов, посещение богослужений и участие в Таинствах.
Сретенская Духовная Семинария
Комментарии 42