Митрополит Морфский Неофит (Масурас), Кипрская Православная Церковь:
– Молодым юношей, лет 18, я поехал в Грецию с Кипра в поисках старцев... С детства я был воспитан в православной традиции, так что понимал: пора бы позаботиться об обретении наставника. Вопросов у меня к нему, чтобы сразу определиться с верным путем в жизни, была уйма: в чем смысл жизни, как спасаться, прощать, молиться, зачем нам дана смерть и т.д. Мое сердце тогда разрывалось от боли: в результате турецкого вторжения на Кипр в 1974-м году был убит мой брат.
В Греции сначала я познакомился со старцем Порфирием Кавсокаливитом, который жил за Афинами, в Оропосе. Этот человек Божий очень меня полюбил, но сказал:
– Тебе, сын мой, лучше иметь духовным отцом старца Иакова, на Эвбее.
Сейчас это известный не только в Греции, но и во всем православном мире старец Иаков (Цаликис). Он в свое время как беженец переселился на Эвбею из Малой Азии. Здесь он стал монахом в монастыре преподобного Давида, с которым неоднократно таинственным образом беседовал лицом к лицу, как мы все, ныне живущие, общаемся.
Я тогда в своем юношеском максимализме намеревался ехать на Афон. Однако старец Иаков удержал меня:
– Нет, ты поедешь на Кипр, потому что ты будешь там епископом.
Это было мое первое послушание, мне пришлось отказаться от того, что я сам хочу. Правда, я все-таки вырвался, как к последней надежде моего своеволия, к старцу Паисию на Святую Гору:
– Ну как же так, как же так? – запричитал я ему. – Старец меня посылает вернуться на Кипр, а я этого ну совсем не хочу…
– Нет, старец Иаков прав, – остудил он меня. – Ты должен ехать на Кипр, потому что воля Господня о тебе именно такова. Именно там ты откроешь монастыри – мужские и женские.
Он же мне сказал, что я должен окончить именно юридический факультет (на котором, впрочем, я тогда и учился). «Потом, – наставил, – два года подожди, молись, и через два года ты получишь в своем сердце ответ, куда именно тебе нужно поехать и с кем именно жить».
И, действительно, через два года я услышал в своем сердце ответ: «Ты должен ехать на Кипр, в город Ларнаку, к отцу Симеону». К тому времени я уже пообвык в послушании, как-то смирился и отправился туда, куда этот голос в сердце велит. Отец Симеон оказался весьма образованным человеком, иконописцем. Он, как рентген, просвечивал тебя насквозь: что в тебе не свято. Весь ужас заключался в том, что Господь послал меня к геронде, который был полной моей противоположностью! Этот духовник четыре года терпеливо выжидал, ни делая мне ни одного замечания, надеясь на то, что благой пример сделает больше каких-либо слов... А у самого-то у меня характер тот еще... гегемонский! Резкий и гневливый. И вот только спустя несколько лет старец в чем-то упрекнул меня. Я тут же обиделся! И четыре дня с ним вообще не разговаривал. А знаете, почему я с ним заговорил? Потому что на четвертый день меня посетил сатана. Благодать меня покинула, и я оказался в лапах демона. Я чувствовал себя мурашкой, даже чисто физически, а не только духовно ощущал полную свою никчемность. В этот день мы праздновали память святителя Спиридона Тримифунтского.
– Святой Спиридоне, сохрани меня, как ты хранил своих овец, – взмолился я ему.
Он же был пастухом. И я принял решение смириться, подобно овце. Это было очень важное решение для всей моей жизни. Я ощутил: смирение перед своим старцем – это начало покаяния…Послушание старцу и смирение перед ним защищают от сатаны. Сердце освобождается от ветхих желаний, разум – от грязных мыслей. В этой простоте тебе начинает нравиться видеть свои недостатки. Не преимущества и хорошие черты, которые, может быть, у тебя и есть, а именно изъяны! Я вам открою секрет: дело в том, что все, что мы видим, умаляется в нас. Точно под лупой, сквозь которую бьет солнце, от смирения видеть именно свои немощи и страсти, они попаляются. Диавол не терпит этой волшебной оптики, когда ты уже видишь себя не обманчиво величавым, а жалким и истертым, в позорище похотей. Если же мы видим в себе постоянно нечто хорошее, то мы лишимся всего этого, что нам так нравится в себе подмечать. А знаете, почему? Да просто Господь любит нас, и, чтобы мы окончательно на погибель своей души не возгордились, лишает нас этих положительных качеств... Так начинаются искушения. Не удивляйтесь, почему у вас в жизни все идет наперекосяк. Строптивым даются стропотные пути.
Святой Исаак Сириянин говорил: «Хвалящийся монах предает себя в руки диавола». Я ощутил это на собственной шкуре. И только святитель Спиридон силой своей архипастырской власти меня спас. А вы только представьте, когда мы сами себя хвалим, на что мы себя обрекаем?! То есть мы сами себя выставляем на посрамление и позор. Потому что диавол тут же начинает глумиться над образом Божиим в человеке.
Так что давайте почаще сами себя представлять овечками и обращаться в молитвах к великому и милостивому пастушку – святителю Спиридону! Моли Бога о нас, угодниче Божий! Научи нас каяться, не стесняясь, умаляться и следовать по пути послушания заповедям Христа.
Святитель Спиридон велик по своему смирению
Комментарии 56