=====Что надо знать при покупке велосипеда=====
5. Колеса
Колесо состоит из втулки, спиц, обода и покрышки с камерой. В современных велосипедах используются, как правило, герметичные колесные втулки, самостоятельное обслуживание которых потребителем не предусмотрено. Обслуживание и ремонт таких втулок производится в сервисных центрах. Замена или подтяжка спиц колеса также должна производиться квалифицированным механиком.
а) Снятие и установка колес
Для быстрой и удобной установки и снятия колеса почти всех велосипедов, кроме саамы дешевых и детских моделей, оснащаются механизмом быстрой затяжки (QR – Quiсk Release) – эксцентриком. Рукоятка эксцентрикового зажима всегда должна находиться с левой стороны по ходу велосипеда. С противоположной стороны на оси установлена гайка, при помощи которой регулируется сила затяжки эксцентрика (рис. 9). Перед снятием колеса необходимо разблокировать тормоз, для чего надо высвободить упорную втулку тросика из рамки тормоза и вывести тросик из рамки. После этого перевести замок эксцентрика в положение «открыто», т.е. повернуть примерно на 180о, и отвернуть регулировочную гайку на 4-5 оборотов. На велосипедах с дисковыми тормозами никаких манипуляций с тормозом не производиться. Не пытайтесь выбить ось колеса из пазов вилки силой. Вилка имеет специальные приливы для предотвращения выпадения оси колеса. Если ось не выходит из пазов, отверните гайку еще на 2-3 оборота, удерживая ее одной рукой и, вращая другой рукой рукоятку эксцентрика против часовой стрелки до тех пор, пока ось свободно не выйдет из пазов вилки.
При установке колеса вставьте ось в пазы вилки до упора и без перекосов. Затяните рукой гайку таким образом, чтобы замок эксцентрика закрывался с заметным усилием (оставлял отпечаток рукояти на руке) и полностью. Рукоятка эксцентрика в закрытом положении должна располагаться параллельно перу вилки и должна быть направлена изгибом к колесу. Проверните колесо и убедитесь, что оно установлено симметрично относительно перьев вилки и имеет равномерный зазор между ободом и тормозными колодками. Установите упорную втулку тросика в рамку тормоза. На велосипедах с дисковыми тормозами при установке колеса обратите внимание на то, чтобы тормозной диск аккуратно вошел между тормозных колодок. Все операции по снятию и установке колес производятся без помощи инструментов. Проверяйте затяжку эксцентриков перед каждой поездкой.
Для снятия и установки заднего колеса необходимо предварительно освободить цепь, для чего надо поднять рычаг заднего переключателя вперед и вверх и снять цепь со звездочек.
Установка и снятие колес, не имеющих эксцентрикового замка, производится с помощью гаечных ключей, которыми отвинчиваются или затягиваются крепежные гайки. Остальные требования и операции те же.
б) Покрышки и камеры
Существует очень много разновидностей покрышек, различающихся по конструкции и области применения, от недорогих универсальны шин общего применения до высококлассных моделей, рассчитанных на использование в строго определенных дорожных и погодных условиях для определенных целей. Тем не менее, среди них можно выделить три основные группы:
Горные – покрышки с высоким развитым протектором различных рисунков, используемые для езды по бездорожью и сильно пресеченной местности и для соревнований в горных дисциплинах. Дорогие горные покрышки могут иметь разный рисунок протектора для переднего и заднего колес, в этом случае на них имеется маркировка Rear – заднее, и Front – переднее. Существуют также самоочищающиеся покрышки с металлическими шипами и т.д.
Дорожные – покрышки с мелким и жестким или полностью отсутствующим протектором (так называемые слики), используемые для езды по асфальтовому или иному твердому покрытию.
Кроссовые – покрышки с мелким протектором посередине и высокими шипами по краям (так называемые полуслики), используемые для езды в различных условиях.
На велосипеде изначально установлены те покрышки, которые фирма-изготовитель считает наиболее подходящими по ходовым характеристикам и цене для данной модели и для использования в тех условиях, для которых этот велосипед предназначен. Хотя горные покрышки выглядят очень эффективно, вы должны помнить, что при движении по твердому покрытию на деформацию их высоких шипов тратиться часть вашей энергии (покрышки «гудят»), что заметно снижает скорость. Поэтому при замене покрышек выбирайте наиболее подходящие для условий, в которых вы преимущественно катаетесь.
Обратите внимание на маркировку на боковых поверхностях покрышек. На них указывается диаметр колеса и поперечное сечение покрышки в дюймах, например 26х1,25, и направление вращения, что важно знать при установке. Кроме того, указывается минимальное и максимальное давление, до которого можно накачивать шины при разных условиях, например 35-60 PSI (2.5-5.5 BAR) – от 30 до 60 футов на квадратный дюйм или от 2,5 до 5,5 атм. Низкое давление используется при езде по бездорожью, высокое при езде по твердому покрытию. Не накачивайте шины до максимального давления, так как превышение максимального уровня может привести к тому, что камера лопнет во время движения. Если же давление будет меньше минимально допустимого, то возможен пробой камеры ободом колеса и деформация обода. Недопустимо накачивать шины компрессорами на автозаправочных станциях или автомобильными насосами с большим объемом рабочей камеры, так как при этом невозможно обеспечить точное значение давления. Накачку шин необходимо производить специальными велосипедными насосами, желательно с указателем давления или ножным автомобильным насосом с манометром.
Велосипедные камеры могут иметь, как правило, вентили двух типов: вентиль Шредера (Shraeder) или вентиль Преста (Presta). Вентиль Шредера – золотниковый, автомобильного типа. Для накачки необходимо отвернуть колпачок-ключ и надеть на вентиль наконечник шланга или зажим штуцера насоса. Для уменьшения давления в шине после накачки нажать на иглу золотника концом колпачка-ключа или другим твердым предметом. Вентиль Преста используется только в велосипедных камерах. Он несколько меньше по диаметру и сложнее по конструкции. Для накачки необходимо после снятия колпачка отвернуть до упора запорную гайку ниппеля, вращая ее против часовой стрелки, после чего, надавливая на ниппель (как бы утапливая его в камеру), надеть на вентиль штуцер насоса. Как правило, современные велосипедные насосы имеют повторную головку с двумя штуцерами, позволяющими накачивать камеры с вентилями обоих типов. При использовании автомобильным насосом для накачки камер с вентилем Преста вам потребуется специальный переходник.
Следите за давлением в шинах вашего велосипеда и своевременно производите подкачку, если возникла такая необходимость.
Всегда возите с собой запасную камеру и аптечку для ремонта камер. Если вы прокололи камеру, то необходимо сначала полностью спустить из нее воздух. Затем с помощью пластиковой монтировки освободите из обода одну сторону покрышки и вытащите камеру. Проверьте, не находиться ли причина прокола внутри покрышки – нет ли там посторонних острых мелких предметов или заусенцев на ободе, если есть – устраните. Вставьте новую камеру и установите покрышку на место, накачайте слегка камеру, чтобы она расправилась и заняла нормальное положение в покрышке. Следите за правильным положением вентиля, он не должен располагаться под углом к ободу. Вновь спустите воздух, и затем накачайте уже до нормального давления.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1