1849
Статистическое описание церквей г. Арзамаса, составленное в 1849 году протоиереем И. Сахаровым.
Вечкусево, в 5 благочинном ведомстве, в 47 верстах от Арзамаса на юго-восток. Христианство в этом селе водворилось не ранее как в прошедшем столетии, чему доказательством служат: а) св. Антиминс печатный на холсте, священнодействованный синодальным членом, преосвященным Платоном в 1754 году и выданный в Николаевскую церковь в арзамасском уезде в новокрещенном селе Никольском, Вечкусеве тож; б) напрестольное евангелие, печатанное в 1748 году, имеющее по листам надпись: “Сия книга Евангелие Ея Императорскаго Величества казенная, выдана из конторы новокрещенных дел, арзамасского уезда села Никольскаго, Вечкусева тож, священнику Василию Матвееву в церковь Божию Августа дня 1753 году”; в) устав и июньской четверти пролог, с таковыми же подписями по листам только с тою разницей, что книги выданы в 1749 году. По рассказам стариков, крещение жителей сего села происходило гораздо прежде того времени, в которое построена здесь первая деревянная церковь. Жители были мордва - язычники, и крещены насильно с помощью воинской команды в озере, находившемся близ села, ныне высохшем и поросшем травою. Первые новокрещенцы долго еще гнушались христианскою верою, почему и самые кресты, данные каждому при крещении, сбрасывали с себя; исполняли обряды язычества, особенно на кладбищах, где пили и плясали; постов, установленных св. Церковию, не сохраняли. Но второй по счету священник этого села, именем Ефрем, ревнительный пастырь неискуснаго в вере стада, неусыпно наблюдая за домашнею жизнию детей духовных, то пастырскими наставлениями, то угрозами истребил тайное язычество, и вместо того поселил в приходе чистосердечное усердие к христианству. Первая церковь здесь была деревянная, построенная на счет казны, с одним престолом во имя Святителя Николая Чудотворца. Нынешняя каменная, с престолами - главным в честь Живоначальныя Троицы и придельным во имя Николая Чудотворца, освящена в 1815 году. В штате при церкви в старину были 1 священник, 1 диакон и два причетника, а с 1843 года находятся два священника и с диаконом четыре причетника. Старший священник Иоанн Кедров, со времени введения здесь христианства, по счету четвертый. В церкви все просто и богатства ни в иконостасах, ни в утвари, ни в ризнице не видно, хотя и оскудения ни в чем не имеется. Прихожан сельских и в деревне Алемаеве, кои все новокрещенные, считается мужскаго пола 829, женскаго 936 душ. Содержание причта очень посредственное, ибо денежнаго дохода получается не более 200 руб. серебром в год; земли только на один штат, хлебные сборы в урожайные годы могут назваться порядочными. Под церковию земли 60 квадратных сажен; а колокола висят на деревянных столбах, обитых тесом, под шатровой кровлей. Степень народнаго просвещения низка, а благочестие и усердие к церкви почти уже пришли в благорприятную меру: раскольников нет. Крестные ходы, кроме общих, ежегодно совершаются около села во второй день Пасхи и в праздники: Преполовения и Вознесения; сверх того исправляются общенародные молебствия пред выгоном скота на пастбище и пред посевами хлеба. К суеверным обычаям принадлежит опахивание села девками во время повальных болезней и во время скотскаго падежа. Следы язычества лет за 15 пред сим обнаруживались на кладбищах в родительския субботы. Поминающие усопших приносили на могилы брагу, медовый квас и всякия явства, и по окончании панихид переходили семейство к семейству с одной могилы на другую, как будто в гости; пили, ели и оканчивали пиршество порядочным разгулом. Впрочем, подобные суеверия время от времени уничтожаются. Пред браками доселе соблюдается следующий смешный обряд, неимеющий, впрочем, никакого отношения к религии. Накануне брака, ночью или уже на разсвете, несколько молодых мужчин несут невесту на войлоке к одному из ея родственников. Здесь она дарит всех и каждаго маленькими печеными лепешками, называемыми по-мордовски сюкорими, а ее взаимно дарят кто крестиком на ленточке, кто кушаком, кто чулками или разноцветной шерстяной пряжей. Все подарки вздевает на себя или излишние вешает себе за кушак и в такой форме едет к венцу в церковь, всегда стоя на санях или телеге среди сродниц и подруг, также стоящих, а выйдя у церкви на землю, кланяется лошадям в ноги.
Источник:
"Нижегородские губернские ведомости", № 51, 1888 г. Сайт Газеты
Нет комментариев