2020 год ознаменовался тем, что в Государственной думе приступили к рассмотрению законопроекта об упрощенной процедуре банкротства физических лиц, поставив целью избавление должников от необходимости обращаться в арбитражный суд, не имея ни денег, ни имущества. Такая процедура рассчитана в первую очередь для «малоимущих» должников, не способных осуществить традиционную процедуру банкротства.
Из законопроекта следует, что гражданин получает возможность объявить себя банкротом бесплатно во внесудебном порядке, при условии, если совокупная задолженность перед всеми кредиторами составит не менее 50 тыс. но и не более 500000 рублей. Банкротство с суммой задолженности свыше указанной суммы будет осуществляться в обычном порядке.
В настоящее время по усредненным данным , затраты гражданина на свое банкротство составляют от 100 тыс. до 200 тысяч рублей. Из за столь существенных затрат в процедуре, большинство потенциальных банкротов не обращается в суд с заявлением о банкротстве, поскольку экономическая целесообразность этой процедуры сомнительна, при этом сам процесс как правило является долгим и трудоемким.
Законодатели в своей инициативе пытается максимально упростить процедуру банкротства для тех физических лиц, кто будет соответствовать нескольким основным критериям:
1. Лицо, объявляющее себя банкротом является безработным или имеет доход на каждого отдельного члена семьи меньше, чем прожиточный минимум, который официально установлен в регионе проживания;
2. Заявление должно быть подано не раньше, чем он стал безработным либо или его доходы стали ниже прожиточного минимума;
3. Потенциальный Банкрот не располагает ликвидным имуществом, которое можно было бы продать;
4. На банковских счетах он располагает денежными средствами менее 50 тыс. рублей;
5. У потенциального Банкрота не имеется судимость за экономическое преступление или административное наказание за мелкое хищение, а также за фиктивное или преднамеренное банкротство.
Вероятность того, что данный законопроект будет одобрен государственной думой в 2020 году весьма высока, потому что большинству уже сейчас очевидна несоразмерность и сложность судебной процедуры для тех, у кого нет ни работы, ни доходов, ни средств для погашения долга. Кредиторы в таких случаях, если доверять данным статистики, возвращают средства в крайне редких случаях (не более 10 %).
В Минэкономразвития также считают необходимым сделать упрощенную процедуру банкротства более дешевой и простой уже достаточно давно, принимая во внимание значительную долю граждан, которые полностью подпадают под вышеописанные критерии.
Законопроект предполагает, что граждане будут обращаться с заявлением не в Арбитражный суд, как было ранее, а в СРО арбитражных управляющих (саморегулируемую организацию), которая будет назначать управляющих, а также обязана выплачивать им гонорар (3000 руб.) за проделанную работу , а также гасить издержки (текущие расходы) по процедуре и публиковать информацию на ЕФРСБ.
Но есть сущесвенное « НО» которое заключается в том, что Законодатели определили, что арбитражные управляющие должны работать практически бесплатно на протяжении года, а все расходы по процедуре им должны возмещать Саморегулируемые организации арбитражных управляющих, которые в свою очередь существуют исключительно за счет членских взносов Арбитражных управляющих. С финансированием процедуры получается замкнутый круг, когда ни должник, ни государство не будет участвовать в финансировании, а расходы должна нести коммерческая организация, получая при этом исключительно колоссальные убытки.
Благодаря непродуманности этого вопроса уже сейчас практикующие юристы высказывают опасения, что вероятнее всего возникнет дефицит желающих управлять банкротством по «упрощенке», либо параллельно будет формироваться не предусмотренная Законом стоимость услуги , которая все таки ляжет на плечи должников .как конечных бенефициаров этой процедуры.
Исходя из наличия на сегодняшний день столь неразрешимого противоречия, а также учитывая, что на оценку возможности применения «упрощенки» по нынешнему законопроекту отводится незначительный срок (всего 20 дней), не позволяющий на практике как следует проверить состояние имущества физического лица, следует предположить , что данная редакция законопроекта не является последней, а законотворцам еще предстоит большая работа по разработке, согласованию и обсуждению данного закона в парламенте. Но в любом случае, как говорится, лед тронулся, и спустя какое то время Должники получат эффективный механизм решения своих финансовых проблем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев