Вольфганга Петерсена
(Wolfgang Petersen)
14 марта 1941 — 12 августа 2022.
Новость пришла с некоторым опозданием, поскольку касается не действующей звезды, а режиссёра, к тому же – ушедшего на покой, но от этого она не стала менее грустной.
Вольфганг Петерсен был влюблён в кино с самого раннего детства. Оно помогало маленькому мальчику смириться с мрачной западногерманской действительностью послевоенного периода:
«Кино с самого начала дало мне ощущение, что в жизни должно быть что-то большее, чем то, что я видел на углу улицы в Брамфельде. В кино мне показывали героев, которые жили свободной, увлекательной жизнью, реальность выглядела иначе: в 1950 -х годах, повседневная жизнь в Германии была серой, утомительной и затхлой».
Но юный Вольфганг хотел не просто смотреть, а создавать кино. Свои первые фильмы он снял на 8-мм камеру, еще учась в Педагогической школе Йоханнеума. Профессии же обучался в Немецкой академии кино и телевидения, и его дипломную работу «Я убью тебя, Вольф» (1969) приобрели для показа на ТВ. А с 1971 года и сам Вольфганг Петерсен работал на телевидении.
Среди его режиссёрских работ этого периода были шесть эпизодов самого известного немецкого телесериала «Место преступления» (Tatort). Эпизод «Аттестат зрелости» с участием юной Настасьи Кински, снятый Вольфгангом Петерсеном, считается вторым по популярности, что является выдающимся достижением, учитывая, что сериал снимается с 1970 года до сегодняшнего дня, и в нём уже более 1200 эпизодов.
В 1974 году режиссёр снял свой первый кинофильм, которым стала криминальная драма «Один из нас двоих» с участием начинающего актёрскую карьеру Юргена Прохнова.
Культовый немецкий актёр снялся и во втором кинофильме Вольфганга Петерсена «Последствия» (1977). Интересно, что первоначально картина снималась, как телевизионная, но Баварская телерадиовещательная компания отказалась от трансляции фильма по телевидению, посчитав, что тема сексуальных меньшинств не подходит для его аудитории (в некоторых источниках пишут, что трансляция была прервана уже непосредственно во время показа фильма по ТВ). Это вызвало в стране такой резонанс, что создатели фильма получили предложения о его демонстрации в кинотеатрах других федеральных земель, после чего он был показан и в Баварии.
Успех второго фильма Петерсена побудил продюсерскую компания Bavaria Film доверить режиссёру работу над экранизацией романа Лотара-Гюнтера Буххайма «Das Boot», повествующего о седьмом боевом походе немецкой подводной лодки U-96 во время Второй мировой войны. Изначально немецкие кинобоссы планировали привлечь к постановке голливудского режиссёра, поскольку фильм был ориентирован на мировой прокат, но всё же решили довериться многообещающему земляку.
Когда в 1981 году фильм «Лодка» (в русскоязычной локации – «Подводная лодка») вышел в немецкий прокат, продюсеры пожалели о своём решении. Автор романа остался недоволен теми изменениями, которые Вольфганг Петерсен внёс в него при написании сценария, и атмосферой, которую он создал в фильме, как режиссёр. Писатель опасался, что в результате на основе его антивоенного романа был снят фильм, реабилитирующий подводников Вермахта. Рядовым же западногерманским зрителям, ожидавши от фильма прославления немецкого героизма в духе переоценки событий Второй мировой войны, зрелище показалось излишне мрачным.
В результате, хотя фильм был положительно оценен критиками и получил номинации на множество кинонаград (далеко не все из них были реализованы), его посмотрело всего 2,3 миллиона зрителей, что было явно недостаточно для картины с производственным бюджетом в 32 миллиона марок.
Но, когда фильм вышел в мировой прокат, ситуация кардинально изменилась. Достаточно упомянуть, что он стал самым успешным на тот момент фильмом на иностранном языке в США. А игра Юргена Прохнова в роли капитана подводной лодки произвела на американских продюсеров такое впечатление, что они решили предложить ему роль андроида-убийцы, прибывшего в современную Америку из будущего (в конечном итоге эта роль досталась другому немецкоговорящему актёру, сделав из него мегазвезду).
Фильм занял 25 место в списке «100 лучших фильмов мирового кино», опубликованном в журнале Empire в 2010 году.
Постепенно изменилось отношение к фильму и в самой Германии. В результате повторных показов и телетрансляций (фильм существует в 4 версиях, включая шестисерийный минисериал) он стал одной из самых успешных немецкоязычных картин.
В 2007 году фильм получил три юбилейные (в честь 25-летия награды) наивысшие немецкие киноприза Golden Camera, Germany – за режиссуру, операторскую работу и музыку.
После этого первого большого финансового успеха Вольфганг Петерсен поставил киносказку «Бесконечная история» (1984). Благодаря бюджету более чем в 50 миллионов немецких марок (некоторые источники указывают цифру – до 60) с учётом инфляции картина до сих пор остаётся самым дорогим немецким послевоенным фильмом. Немецкая фирма, продюсировавшая фильм, потратила на него в процессе съёмок весь свой капитал и вынуждена была обратиться за помощью к иностранным партнёрам.
Понятно, что окупиться в национальном прокате фильм не смог бы, поэтому он изначально снимался на английском языке с прицелом на интернациональную аудиторию.
Для показа в Германии готовый фильм был озвучен на немецком языке (причём, за единичным исключением – другими актёрами). Немецкая версия отличалась от международной несколько большим хронометражём, дизайном вступительных титров и музыкальным сопровождением (впрочем, музыка интернациональной версии пользовалась такой популярностью, что после изменили и саундтрек немецкой версии). Фильм получил множество наград и номинаций в Германии, где сделал хорошую кассу, с успехом демонстрировался во многих странах мира, в том числе – в СССР, породил несколько продолжений и ремейков, к которым режиссёр оригинала уже не имел никакого отношения.
Следующим фильмом Вольфганга Петерсена стала фантастическая картина «Враг мой» (1985). Фильм изначально снимался, как англоязычная копродукция с основным американским капиталом.
Петерсен пришёл в проект после того, как от съёмок отстранили другого режиссёра, уже успевшего потратить за три недели 9 миллионов долларов. Новый режиссёр забраковал весь отснятый материал и начал снимать фильм с нуля, что значительно увеличило бюджет. Для удешевления съёмок Вольфганг Петерсен перенёс их на знакомую ему баварскую студию, но всё равно бюджет фильма получился слишком большим, и в американском прокате он не окупился,
Следует отметить, что фильм получил две премии на Фестивале фантастического кино в Авориазе. А ещё то, что он пользовался большим успехом у советских зрителей, которых у него было более 24 миллионов человек. Современные англоязычные источники называют картину первым западным фантастическим фильмом, вышедшим в советский прокат, но в этом они ошибаются.
Коммерческий провал первого американского фильма режиссёра не обескуражил, и он решил закрепиться в Голливуде.
Первым полностью американским фильмом Петерсена стал психологический триллер «Вдребезги» (1991). Кассовой сенсацией он не стал, но понравился критикам, а главное – показал, что режиссёр умеет работать с актёрами первой величины – в фильме снялись Том Беренджер, Грета Скакки и Боб Хоскинс.
И через два года это умение режиссёра «выстрелило» в многими любимом остросюжетном фильме «На линии огня» (1993). Противостояние героев Клинта Иствуда и Джона Малковича оказалось столь захватывающим, что при отсутствии особых спецэффектов и массовых сцен фильм вошёл в число кассовых лидеров, собрав в кинотеатральном прокате при 40-миллионом бюджете около 190 млн. долларов.
Фильм был высоко оценён критиками. Ведущий американский кинокритик Роджер Эберт дал фильму три с половиной звезды из четырех, написав: «Большинство триллеров в наши дни посвящены трюкам и действиям. «На линии огня» есть разум».
Фильм стал столь популярным, что на его основе была написана книга.
Благодаря этому сенсационному успеху Вольфганг Петерсен был причислен к числу «творцов летних блокбастеров», то есть вошёл в элиту коммерческих голливудских режиссёров, которым доверяют постановку фильмов с огромными бюджетами, главные роли в которых исполняют мегазвёзды.
И следующие фильмы подтвердили репутацию Вольфганга Петерсена, как создателя сверхприбыльных кинозрелищ.
1995 — «Эпидемия» - около 190 млн. кассовых сборов при 50 миллионном бюджете. Фильм три недели лидировал в США и был лидером японского проката в течение шести недель. Популярность фильма вновь возросла во время пандемии COVID-19, и 13 марта 2020 года он занял четвертое место среди самых популярных фильмов на Netflix в США.
1997 — «Самолёт президента» (оригинальное название Air Force One/Борт номер один) - 85 миллионов бюджета и более 315 миллионов кассовых сборов. В премьерную неделю американского проката фильм занял первое место, опередив ещё один культовый голливудский блокбастер – «Люди в чёрном», и с тех пор считается одним из самых популярных американских боевиков. Билл Клинтон говорил в интервью, что дважды посмотрел фильм во время своего пребывания в должности президента. А Дональд Трамп во время президентских выборов 2016 года сказал, что восхищается героем Харрисона Форда, который «заступился за Америку», и использовал композицию «Парашютисты» из фильма в своих предвыборных мероприятиях. Опрос, проведенный Wall Street Journal в 2016 году, назвал Джеймса Маршалла в исполнении Харрисона Форда «величайшим вымышленным президентом». Как и фильм «На линии огня», эта картина была новеллизирована. Стоит также отметить, что в фильме режиссёр вновь задействовал Юргена Прохнова.
2000 — «Идеальный шторм» - бюджет 140 миллионов долларов (плюс 40 миллионов на рекламу) и сборы около 330. Забавно, что в премьерную неделю фильм Петерсена соревновался за лидерство (и победил) с фильмом «Патриот» ещё одного немецкого «пришельца» в Голливуде – Рональда Эммериха. Огромный кассовый успех фильма, основанного на реальных событиях, разбудил в некоторых прототипах его героев и их родных желание «откусить от пирога». Судебные разборы вокруг фильма дошли до Верховного суда США, который встал на сторону создателей картины и отказал истцам в выплатах.
Нет смысла подробно рассказывать о сюжетах этих фильмов и перечислять имена многочисленных звёзд, снимавшихся в них, поскольку вы, скорее всего, смотрели их (или, хотя бы, читали критические отзывы).
Тоже можно сказать и о самом знаменитом фильме Вольфганга Петерсена – эпическом историческом блокбастере «Троя» (2004).
Если Вы по каким-то причинам не посмотрели этот фильм, то советую исправить это упущение. А, если смотрели театральную версию, то пересмотрите полную, которая на полчаса длиннее (хотя из неё и удалена одна сцена с Еленой и Парисом).
Производственный бюджет фильма составил от 175 до 185 миллионов долларов, что в совокупности с расходами на рекламу сделало фильм на момент выхода самой дорогой картиной в истории кино. Расходы на производство окупились с лихвой – в мировом прокате он заработал около полумиллиарда долларов и вошёл в сотню самых прибыльных фильмов в истории кино, из которой, впрочем, впоследствии был вытеснен конкурентами.
Коммерческий триумф Вольфганга Петерсена был омрачён прохладным приёмом фильма со стороны критиков, которые посчитали, что он пожертвовал эмоциональной составляющей в угоду зрелищности.
Критическими были и отзывы некоторых звёзд фильма. Так, Брэд Питт сказал, что, хотя он считает «Лодку» Петерсена «одним из лучших фильмов всех времен», о своём участие в съёмках «Трои» он сожалеет. Питер О'Тул был ещё более резким, назвав режиссёра «клоуном», и заявив, что «вышел из зрительного зала через пятнадцать минут после начала показа».
Всё это было признаком приближающегося кризиса. И через два года разразилась катастрофа, положившая конец голливудской карьере немецкого режиссёра.
Роман Пола Галлико «Приключение «Посейдона»» в 1972 году стал основой кассового кинохита, так что и новое его экранное воплощение, тем более в исполнении режиссёра самого дорогого фильма в истории кино, обещало принести большую прибыль, и денег на него продюсеры не жалели.
На создание фильма «Посейдон» (2006) было потрачено 160 миллионов долларов.
В премьерный уикенд картина заняла второе место (уступив лидерство третье части франшизы «Миссия невыполнима»), но в дальнейшем посещаемость фильма резко упала.
Критики, хвалившие зрелищность фильма, шутили, что, видимо, весь бюджет фильма ушёл на спецэффекты и на сценарий денег совсем не осталось.
В конечном итоге сборы фильма составили около 182 миллионов долларов, что стало финансовым провалом. После подсчёта средств, затраченных на производство и рекламу фильма, оказалось, что студия Warner Bros потеряла на нём около 77 миллионов долларов. Не исправили ситуацию и 27 с небольшим миллионов долларов, которые принесла продажа DVD фильма на внутреннем рынке.
Таким образом фильм Петерсена пополнил список «утонувших блокбастеров» наряду с «Пиратами» Романа Полански, «Островом головорезов» Ренни Харлина и «Водным миром» Кевина Рейнольдса.
Сразу после провала «Посейдона» режиссёра вывели из работы над экранизацией романа «Игра Эндера» (к слову, снятый в итоге другим режиссёром фильм тоже оказался провальным) и закрыли другие его будущие проекты, среди которых самым многообещающим была киноверсия японского аниме «Паприка».
Возможно, будь режиссёр лет на 10 моложе, он бы попытался исправить ситуацию, но 65-летний Петерсен решил, что ему пора уходить на покой.
Свою «почётную пенсию» режиссёр прервал через 10 лет, поставив в Германии криминальную комедию с Тилем Швайгером «Четверо против банка» (2016).
О том, что Вольфганг Петерсен всерьёз намеревался вернуться в кинобизнес, свидетельствует не только то, что в производство фильма режиссёр вложил свои деньги, став ещё и его продюсером. Фильм являлся экранизацией романа Ральфа Мэлони «Рецессия Никсона», который уже был ранее экранизирован. Причём, телефильм 1976 года снял… сам Вольфганг Петерсен.
То есть, режиссёр решил повторить свой же успех сорокалетней давности. Но «второй раз войти в реку» у него не получилось. При бюджете в 13 миллионов евро фильм собрал около 9, после чего Вольфган Пересен ушёл из кинематографа окончательно.
Впрочем, финальные коммерческие неудачи не поколебали почётного статуса режиссёра. Кроме уже упомянутой «Золотой камеры» 2007 года, в 2010 году Вольфганг Петесен был удостоен звезды на «Бульваре звёзд» в Берлине, а в 2012 году ему была вручена наивысшая режиссёрская немецкая награда «Метрополис» с формулировкой «за дело всей его жизни».
Сохранялся и авторитет режиссёра в США. В 2012 году ему был посвящён эпизод документального сериала «Лучшие режиссёры Голливуда», в 2014 году был выпущен короткометражный фильм «Воспоминания о Бесконечной истории», а в прошлом году о режиссёре рассказывали в фильме «War Movies Not From USA: A Perspective Outside of Hollywood» (2021).
Следует также отметить, что Вольфганг Петерсен был награждён орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» Первой степени, баварским орденом «За заслуги» и медалью Франциска Ассизского Немецкой ассоциации защиты животных.
Сорокин Владимир
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев