Пальцы вертухая впились ей в плечи. «Молчи, актриска, а мигом по горлу чикну», — от смрадного шёпота закружилась голова. В бараке было тихо-тихо, хотя, и Зоя прекрасно это знала, ни одна заключённая не спала.
Все молились, чтобы в кабинет начальника потащили другую, а не её. И чаще всего таскали Зою, самую красивую.
8 декабря 1909 года в Петербурге жена заводского рабочего Алексея Фёдорова родила девочку, которой дали имя Зоя.
Отец новорождённой был человеком грамотным, принимал посильное участие в революционном движении, поэтому после краха царизма в 1917 году Алексею было предложено возглавить паспортную службу Кремля. Семья переехала в Москву.
В Белокаменной 9-летняя Зоя продолжила обучение в школе, и впервые записалась в драмкружок. В драмкружке проявился актёрский талант девочки.
Зоя заявила родителям, что желает стать актрисой, однако, отец и мать были категорически против — профессия ненадёжная, особенно в такое время. Нужно занятие, которое будет приносить гарантированный кусок хлеба. В результате Зоя устроилась счётчицей в Госстрах, как тогда говорили, «пишбарышней».
Навязанное Зое место «пишбарышни», тяготило девушку, что вызвало протест против родителей. Фёдорова познакомилась с московской молодежью, стала завсегдатаем вечеринок. На одном из квартирников познакомилась с красивым военным Кириллом Прове.
Зоя ещё раньше признавалась матери:
«Ах, маменька! Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд!».
Не влюбиться в Прове у 20-летней Зои просто не было шансов. Вскоре в три часа ночи в дверь Фёдоровых постучались сотрудники ОГПУ. Девушку увезли на допрос.
Зоя рассказала следующее:
«В 1926-1927 гг. я посещала вечера у человека по фамилии Кебрен, где танцевала фокстрот. У него я познакомилась с военнослужащим Прове Кириллом Фёдоровичем. Он играл там на рояле. Кирилл был у меня дома один раз, минут десять, не больше. О чём говорили, не помню, но, во всяком случае, не о деле.
Никаких сведений он у меня не просил, и я ему их никогда не давала. О своих знакомых иностранцах он тоже никогда ничего не говорил. У Кебрена при мне иностранцев не было, и у меня знакомых иностранцев нет».
«Дотанцевалась», — плакала мать.
Выяснилось, что Прове давно находился в разработке ОГПУ — военного подозревали в работе на английскую разведку.
Следователи сочли слова Зои Фёдоровой правдивыми, доказательств её причастности к шпионажу найдено не было. Вмешался и отец, использовавший все свои связи наверху. В результате Зою освободили по личному распоряжению Генриха Ягоды.
История с Прове сильно напугала Зою, девушка стала значительно осторожнее со знакомствами.
В 1928 году Зоя всё-таки поступила в театральное училище Юрия Завадского. После закрытия этого учебного заведения, перешла в училище при Московском Театре Революции.
Во время учёбы Зоя познакомилась с актёром Леонидом Вейцлером, представителем старинного немецкого дворянского рода. Как-то так получалось, что дочку рабочего, руководителя паспортной службы Кремля, всё время тянуло к представителям старой аристократии…
Вейцлер, который был на три года старше Зои, стал её первым мужем. Брак, впрочем, оказался коротким.
Уже в 1934 году, в год окончания училища при Театре Революции, Фёдорова во второй раз вышла замуж. Её избранником стал кинооператор Владимир Рапопорт. Брак был заключён по любви, Зоя и Владимир были почти ровесниками.
С Владимиром актриса познакомилась в 1932 году на съемках фильма «Встречный». У Зои в этой картине была маленькая дебютная роль, а Раппопорт являлся одним из операторов фильма.
Роль Зои при окончательном монтаже была вырезана, так что кинодебют Фёдоровой состоялся позже.
В 1934 году на экраны вышел фильм «Гармонь», ставший полноценным дебютом Зои Фёдоровой в кино. А через два года, после выхода фильма «Подруги», о 25-летней актрисе заговорил весь Советский Союз.
Карьера Зои развивалась стремительно, но в 1937 году случилось страшное — её отец был обвинён в сотрудничестве с иностранной разведкой и арестован.
Фёдорова сбилась с ног, пытаясь освободить отца, — и, что удивительно, ей это удалось.
По Москве сразу же начали распространяться слухи, что чудесное освобождение стало возможным из-за того, что Зоя согласилась вступить в отношения с Берией.
Между тем, брак с Владимиром Раппопортом дал трещину. В 1939 году супруги развелись, и Зоя стала встречаться с лётчиком Иваном Клещёвым. Вообще, лётчики в те годы были в большой моде среди московских актрис-красавиц.
Клещёв был простым парнем из народа, он не отличался «благородной» внешностью, имел только шесть классов образования. Тем не менее, этот сильный и смелый мужчина по-настоящему влюбил в себя знаменитую актрису.
Зоя, считавшаяся дочерью «врага народа», всячески пыталась реабилитировать отца. Ради этого с 1939-го по 1941 годы Фёдорова трижды встречалась с Берией. Вот как она сама рассказывала об этих встречах:
«Берия трижды принимал меня в здании наркомата внутренних дел по делу моего отца. Он принял меры по пересмотру дела отца — и вскоре из-под стражи его освободили. Берия, как я потом поняла, хотел использовать освобождение моего отца в своих гнусных целях.
Летом 1940 года он обманным путем пригласил меня к себе на дачу как якобы на какое-то семейное торжество. Я согласилась поехать к Берии и даже захватила с собой подарок (деревянную собачку в виде сигаретницы) в знак благодарности за справедливое решение по делу моего отца.
В действительности на даче не было не только гостей, но и его жены. Я заподозрила Берию в неблаговидных намерениях. Но занимаемое им положение вначале рассеивало мои подозрения. Однако, оставшись наедине со мной, Берия повёл себя как окончательно разложившийся человек».
Но вот началась Великая Отечественная война. 31 декабря 1942 года Зоя получила страшную новость. Её возлюбленный, майор Иван Клещёв, погиб при заходе на посадку на аэродроме Рассказово в Тамбовской области.
Для Зои смерть Ивана стала огромной трагедией, она долго не могла оправиться и сокрушалась, что так и не успела выйти за Клещёва замуж.
В годы войны Зоя Фёдорова проявила себя с наилучшей стороны: собирала тёплые вещи для бойцов, участвовала в благотворительных спектаклях, ездила на фронт выступать перед солдатами.
После войны Зоя продолжила сниматься в кино. Фёдорову называли актрисой голливудского типа, и её нередко приглашали на торжественные приёмы в Министерство иностранных дел.
На одном из приёмов актриса познакомилась с заместителем американского военно-морского атташе Джексоном Тейтом. Иностранец, по словам актрисы, выгодно выделявшийся на фоне советских мужчин, вскружил ей голову.
Фёдорова забеременела, и 18 января 1946 года родила дочь Викторию. К тому моменту отца ребёнка уже не было на территории Союза: Тейт был выслан из страны по требованию советского правительства. О беременности Зои американец не знал.
Ребёнок от американца, рождённый дочерью «врага народа» — ничего более опасного нельзя было и придумать. Зое необходимо было срочно спасать себя и дочь. Соломинкой, за которую она смогла ухватиться, стал композитор Александр Рязанов, согласившийся взять актрису в жёны.
Но это помогло ненадолго. 27 декабря 1946 года за Зоей Фёдоровой «пришли». 37-летнюю актрису доставили на Лубянку, затем, после допроса, переправили в Лефортовскую тюрьму, где женщина дожидалась суда.
В августе 1947 года суд обвинил Фёдорову в шпионаже и приговорил к 25 годам лагерей с конфискацией имущества.
Годовалую Вику отправили в казахстанское село Полудино вместе с Александрой, старшей сестрой Зои. Александра, у которой было двое детей, говорила Вике, что именно она является её матерью. Зою в семье к тому моменту считали покойницей.
Из лагерей Фёдорова писала письма Лаврентию Берии. Уверяла в невиновности, умоляла вызволить ее. Лаврентий Павлович не ответил ни на одно письмо.
Так изнеженная московская актриса, привыкшая к весьма комфортной жизни, оказалась в лагерном аду. Фёдорова вспоминала, что тюремное начальство и охранники проявляли к ней особенное внимание, ведь она была самой красивой женщиной не только в своем бараке, но и во всем лагере.
«Такое даже звери не творили», — с тоской вспоминала актриса.
В 1955 году, пройдя через лагерный ад, Зоя Алексеевна внезапно была освобождена. Вернувшись в Москву, где уже находилась и Виктория, актриса наконец-то воссоединилась с дочерью.
Девочка поначалу отказывалась признавать матерью «эту тётю», но через неделю бросилась на шею Зое Алексеевне с криком — «Мама, мамочка!».
Жизнь небольшой семьи в общем-то, наладилась. Зоя Алексеевна вернулась к актёрской работе. Фёдоровой предлагали небольшие, но яркие, характерные роли.
Власти выделили семье отличную квартиру в Москве. Вика прекрасно училась в школе, занималась музыкой, мечтала стать актрисой, как мать.
Зоя Фёдорова сразу после освобождения пыталась связаться с отцом своей дочери. Предпринимала актриса подобные попытки и в дальнейшем, но все они были безуспешными.
Лишь в 1959 году произошёл прорыв. Ирен Кирк, гид на американской выставке в Москве, загорелась историей Виктории Фёдоровой, и нашла в США Джексона Тейта. Тейт был поражён, что в СССР у него есть дочь. Виктория стала переписываться с отцом, звонить ему.
В 1975 году 29-летняя Виктория Фёдорова эмигрировала в Америку, к отцу. В следующем году с разрешения советских властей в США побывала и Зоя Алексеевна.
Впоследствии Фёдорова ещё раз побывала в Америке и, вернувшись, стала собирать пакет документов для окончательного выезда из СССР.
Этим планам актрисы не суждено было сбыться.
10 декабря 1981 года 72-летняя Зоя Фёдорова была обнаружена мёртвой в своей квартире. Женщина была застрелена наповал в затылок из пистолета Sauer немецкого производства.
Следствие пришло к выводу, что убийцей был человек, которого Фёдорова хорошо знала: женщина, обыкновенно запиравшаяся на несколько замков, спокойно пустила преступника в дом.
К сожалению, убийцу установить не удалось, как и все обстоятельства этого мрачного события. Покойную Фёдорову проверяли на причастность к так называемой «бриллиантовой мафии» — чёрному рынку драгоценностей, в который знаменитости были вовлечены на равных с представителями криминала.
Фёдорову считали «бриллиантовым курьером», однако, несмотря на допущенные многими однозначные утверждения, достоверно это доказано не было.
17 декабря 1981 года Зою Фёдорову похоронили на Ваганьковском кладбище.
Виктория, с 1978 года ставшая гражданкой США, рвалась на похороны матери, но разрешение ей не дали.
В Америке дочь Зои Фёдоровой дважды вышла замуж, родила сына. Виктория работала моделью, снималась в кино в эпизодических ролях, написала автобиографическую книгу «Дочь адмирала», которую посвятила:
«Моей дорогой мамочке, чья любовь согревала меня и в добрые, и в тяжкие времена, где бы я ни была — рядом или вдали от неё, — и которая всегда будет жить в моей памяти.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев