Мы их не знаем, даже самых выдающихся, коих, несомненно, было немало. Как они выглядели, как жили, что делали на благо России. О них не осталось почти никаких документов. Лишь редкие портреты, да и то, писанные европейцами...
Портреты допетровской эпохи. Как выглядели жители Московского царства, и почему мы их не помним.
Когда мы говорим о допетровской России 17 века – впечатление, что речь идет о временах намного более древних, чем, к примеру, когда мы говорим о Франции той же эпохи.
От Франции 17 века осталось множество портретов, множество дневников и разного рода воспоминаний, множество самых разных документальных свидетельств жизни людей – и людей этих мы имеем возможность даже сейчас отлично различать по лицам, характерам и мировоззрению. Они для нас живые, понятные, и мы с ними, если бы встретились, говорили бы на достаточно ясном для обеих сторон языке – не в смысле лингвистики, а в смысле идей, образов и общего круга понятий.
А вот Российское царство до самого Петра – это как некая глубочайшая и таинственная бездна. Виден в нее только царь-батюшка, но не как человек живой, со своими слабостями и радостями – а как истукан на троне. А вокруг него – некая темная сплошная масса, которая если и распадается местами на отдельных персон – то не по признаку особенностей их личностей, а по признаку их, рядом с царем-батюшкой, функционала. Этот был боярин, ходил в такие то походы... Этот окольничий – строил такую-то крепость... А что там на уме было у боярина, что он чувствовал, чем жил – вообще ничего не известно. Не личности всплывают, а люди – функции...
Но иногда попадаются в этой темной бездне отдельные лица – благодаря цепочке случайностей, дошедшие до нас в виде парсун или дажепортретов европейского типа. И можем мы в глаза этим людям посмотреть, и оригинальные личности в них постараться разглядеть.И вот сегодня предлагаю вам подборку, небольшую, поскольку портретов таких вообще мало, изображений людей, которые прожили жизнь как царя-батюшки холопы, невзирая на родовитость и личные перед государем заслуги.
На заглавном портрете конца 17 века, похожий в тяжелых одеждах на средневекового персиянина – Пётр Иванович Потёмкин (1617-1700) стряпчий, стольник, окольничий и наместник Боровский.
Потемкин был человеком верным государю, и шел туда, куда его послали. А посылали его в разные места и с разными целями. Он побывал на своем веку и в роли военного, затем – военачальника, воевал с Польшей за Малороссию, и брал город Люблин. Потом воевал со шведами, и брал Орешек. Потом ездил послом в Испанию и Францию. Встречался с Людовиком 14. Потом, вернувшись, гулял на свадьбе царя Алексея Михайловича, а попозже присутствовал на крестинах его сына Петра. Затем он был отправлен в Вену на переговоры с императором Леопольдом. Затем нес гроб Алексея Михайловича, во время царских похорон, и сопровождал на богомолье нового царя... Затем – опять посольство во Францию и аудиенция у вечного Людовика 14, потом – отправка в Мадрид, где и был с него писан представленный в заглавии портрет. Потом – Лондон, где его опять запечатлели на другом уже портрете: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/welcome-2104-2-1/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев