29 (17) октября 1888 года произошла железнодорожная катастрофа в Борках
Царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург после инспекционной поездки императора по южным губерниям и Кавказу, где император проверял готовность и состояние войск, проводил военные смотры, сборы и маневры.
Императорский поезд из 15 вагонов тянули два мощных локомотива. Средняя скорость составляла около 70 км в час, но иногда состав разгонялся быстрее. В тот день в вагоне-столовой на обед собрались Александр III с супругой, несколько дам и офицеров свиты, министр путей сообщения генерал-адьютант и адмирал К. Н. Посьет, военный министр генерал от инфантерии П. С. Ванновский и другие. За высокой перегородкой вагона был накрыт специальный стол для царских детей и находившегося с ними гофмаршала князя В. С. Оболенского. Шестилетняя великая княжна Ольга обедала в отдельном «детском» вагоне вместе с няней.
Поезд мчался по перегону Тарановка — Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. До остановки в Харькове оставалось не более 50 верст. Трапеза близилась к завершению, когда вагон вдруг сильно качнуло, затем еще и еще раз, раздался пронзительный скрежет и страшный треск. Несущийся на огромной скорости состав сошел с рельс. Семь вагонов разбились вдребезги, в том числе и тот, где обедала царская семья.
В момент удара Марию Фёдоровну выкинуло из вагона. Маленькую Ольгу вместе с няней выбросило на насыпь. Малолетнего великого князя Михаила Александровича из-под обломков вынул солдат при помощи самого государя.
Все члены царской семьи получили различные ушибы, порезы и ссадины, но остались целы. Александр III записал в своем дневнике:
«Понедельник 17 октября ст. Борки: страшная катастрофа на Курск. Харьковск. ж. д. у станции Борки. — Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. — Страшный, печальный и радостный день. — 21 убитый и более 36 раненых!»
. Еще одной потерей была горячо любимая собака государя, белая сибирская лайка Камчатка.
Сразу же после чрезвычайного происшествия была создана специальная комиссия под председательством прокурора уголовного кассационного департамента Сената, выдающегося российского юриста А. Ф. Кони. Было установлено, что крушение произошло из-за плохого состояния железнодорожных путей и слишком высокой скорости поезда. Императорской семье посчастливилось уцелеть ввиду того, что многотонная крыша вагона-столовой, сползая вниз, встала по диагонали и образовала под собой пустое пространство, где и удалось спастись людям. Неофициальная версия о теракте в поезде после расследования комиссии не подтвердилась.
Катастрофа близ станции Борки стоила высоких постов многим крупным государственным чиновникам. Был уволен министр путей сообщения генерал-адъютант и адмирал К. Н. Посьет, отставку получили главный инспектор железных дорог барон К. Г. Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой В. А. Кованько и ряд других должностных лиц.
Впоследствии в честь «чудесного спасения царской семьи 17 октября» по всей России служили благодарственные молебны, устраивались торжественные построения, парады и смотры войск, закладывались десятки и сотни храмов, часовен, церковных приделов, давались банкеты и концерты, проходили многочисленные благотворительные акции.
Нет комментариев