КАЗАЧЬИ ВЕРОВАНИЯ И СУЕВЕРИЯ // Газета «Терские ведомости» за 1891 год. Часть 6. Понятие о дьяволе и его роли в жизни людей
Среди казаков мало тех сказаний о Даждьбоге, Хорсе, Перуне, Волосе и т.п., которые еще встречаются среди русских, как остатки языческого культа их предков славян. Едва начнешь расспрашивать о древних божествах, казаки отвечают: «Этого у нас нет; мы слышали от российских» и часто приводят в пример какого-нибудь солдата или русского мужика, от которых им удавалось такое слышать. «Что мы знаем! Мы народ темный, вот русские - другое дело, те многое знают!» - говорят казаки.
Как мне удалось заметить, среди казачества главным образом распространены те представления о таинственном мире, о духах, которые дали им книги; потом эти представления видоизменились под влиянием народного творчества и народной фантазии. Между массой духов, оставшихся как наследие русским от предков славян, у казаков сохранилось только три: лесной дух или леший, домовой или «хозяин» и сравнительно реже встречающейся водяной. Особенность этих духов по представлению казаков заключается в том, что они не есть отдельные, самостоятельные, а лишь известное воплощение злого духа, демона.
Демон всюду сопровождает человека, он также следит за человеком, как и ангел. Человек всю свою жизнь находится под постоянной борьбой этих разнородных сил. Ангел сопутствует человеку всегда с правой стороны, демон - с левой. Умирающие всегда видят чертей на левой стороне, а ангелов на правой. Это можно заметить и посторонним. Если умирающий видит ангелов, то правый глаз у него сохраняет до конца веселое выражение; если же он видит нечистую силу, то левый глаз у него чуть наружу не выкатывается. Армяне кладут своих умерших на левую сторону, то есть, по понятию казаков, отворачиваются от ангелов; потому они и презираются казаками.
Есть еще одно проявление той же нечистой силы. Иногда дьявол ночью кажется людям слабо мерцающим огоньком и усталого, измученного путника заводит далеко в степь. Случается, что «он» прикидывается собакой и лаем заманивает едущего плутать по незнакомым дорогам. Один казак рассказывал, что он уже близко находился около хутора, как вдруг поднялась громадная туча, и хутора не стало, а направо невдалеке послышался лай. Казак повернул на лай собак и целую ночь ехал; все казалось ему близко, однако, когда рассвело, он увидел, что забрался в такую трущобу, где не только хутора, но не было и соседнего ногайского аула.
Число ангелов остается постоянным; они делится по разрядам. Относительно их внешнего различия мне не удалось выяснить из расспросов. Нечистые духи также делятся по разрядам. Происхождение их библейское. О своих действиях они доносят «главному». Жен они не имеют и потому не размножаются. Но у них бывают жены-женщины. От такого сожительства, по верованию казаков, иногда рождаются дети. Мне указывали на два якобы факта сожительства женщины с дьяволами. У одной женщины, жившей с ними, были и дети; не раз кое-кто из соседей слышал детский плач в ее хате, но детей никто не видел; она сама постоянно ходила и просила у соседей пищи для детей (эта казачка была из «тоскующих»). Когда спрашивали у нее: «Где твои дети?» - она отвечала: «А там, под печкой».
Также рассказывала мне другая женщина, сама испытавшая такой случай, будто бы имевший место с ней. Умер у нее муж; она долго горевала, тосковала по нему. Однажды, возвращаясь с работ поздно вечером, заметила она в своей хате огонь... Она нисколько этому не удивилась и подумала: «Вероятно пришел муж». Входит она в хату и действительно видит мужа. Он начал ласкаться к ней... Случайно взглянула казачка на него и увидела рога и хвост... «А, Господи!», - вырвалось у нее. И все исчезло. Ни огня, ни мужа. Казачка только чувствовала себя чересчур утомленной и измученной... Дети, произошедшие от дьявола и женщины, считаются как бы теми же людьми, но только «он» сидит у них в душе.
Окончание следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев