18 декабря 2024 года исполняется 205 лет со дня рождения Якова Петровича Полонского (1819–1898), одного из популярных русских поэтов после пушкинской эпохи.
Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Начало стихотворения «Песнь цыганки», ставшего поистине народной
песней, знают все. Хотя имя автора назвать может не каждый.
Стихи Я. П. Полонского даже проходят в школе. В шестом классе мы читаем его стихотворение «По горам две хмурых тучи…». Его читают, когда проходят тему «Природа в русской поэзии».
Действительно, в творчестве Полонского много описаний природы. Он любил природу, слышал её музыку и вдохновлялся ею. Но есть у Полонского и другие стихотворения. Например, посвящённое няне. У него, в отличие от Пушкина, няней была совсем девчонка, с которой можно было играть в игры.
А ещё у Полонского есть поэма про кузнечика-музыканта, которая в детстве впечатлила Корнея Чуковского, и под влиянием этой поэмы он написал известную героическую драму из жизни насекомых – «Муха-Цокотуха».
Творчество Полонского высоко ценили Тургенев, Некрасов, Достоевский, Тютчев, Фет, Чехов, Бунин, Блок. Но больше всего творчество Я. Полонского вдохновляло композиторов: по некоторым подсчётам, на его стихи написано около ста тридцати музыкальных произведений. Лирика поэта, обладавшая особым песенным складом, сама просилась на музыку. На тексты Полонского писали романсы Сергей Иванович Танеев («Маска», «Мое сердце – родник»), Сергей Васильевич Рахманинов («Встреча»), Пётр Ильич Чайковский («Встреча») и другие композиторы.
Яков Полонский происходил из дворян. Родился в семье бедного чиновника в Рязани. Окончил Рязанскую гимназию. Именно с гимназией связан первый поэтический успех Полонского. В 1837 году в Рязань приехал будущий император Александр II. Директор гимназии поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял на мелодию «Боже, царя храни!», которая тогда была гимном России. На торжестве в честь цесаревича Полонский познакомился с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, который был воспитателем Александра II и сопровождал его в поездке. Жуковский хорошо отозвался о стихах гимназиста. А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову подарок от них – золотые часы.
Затем Полонский учился на юридическом факультете Московского университета. В студенческие годы познакомился со многими поэтами и писателями, в том числе с И. С. Тургеневым, с которым дружил всю жизнь. Первое стихотворение Полонский опубликовал в журнале «Отечественные записки» в 1840 году.
Яков Полонский писал лирические стихотворения и поэмы, пьесы и публицистические статьи, романы в стихах и рассказы, очерки и воспоминания, литературно-критические статьи и даже сочинил либретто для оперы Чайковского «Кузнец Вакула» («Черевички») на гоголевский сюжет. При этом он терпеть не мог то, чем, собственно, пишут, – перо. «Это можно даже судить по моему почерку, – говорил Полонский. – Я пишу так, как будто мне досадно, что между бумагою и моими мыслями торчит перо, и нельзя как-нибудь от него избавиться».
После окончания университета поэт служил в таможенном ведомстве, затем – в цензурном. Он зарабатывал также трудом домашнего учителя, гувернёра. Но при этом никогда не оставлял литературы, издавал книги.
В 1946–1951 годах Полонский служил на Кавказе в канцелярии наместника Грузии графа М. С. Воронцова. За это время он создал цикл стихотворений, сюжетную основу которого составляет судьба лирического героя-поэта («Грузинка», «Горная дорога в Грузии», «Имеретин», «Грузинская ночь» и другие). Прощанию с Кавказом посвящён цикл «На пути из-за Кавказа». На одно из самых проникновенных стихотворений этого периода стихотворение «Ночь» (1850) написал музыку П. И. Чайковский. Сборник стихов Я. Полонского «Вечерний звон» (1890) проникнут мотивами смерти, мимолётности человеческого счастья; здесь развились и раньше присущие ему образы ночных видений и снов.
Во время жизни в Тифлисе (Тбилиси) Я. Полонский увлёкся живописью. Способности к ней были замечены у него ещё во время учёбы в рязанской гимназии. Но именно кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней.
Благодаря Я. П. Полонскому мы знаем практически каждый уголок имения Ивана Сергеевича Тургенева. В Спасском-Лутовинове Яков Полонский, его жена, дети и Иван Тургенев провели лето 1881 года. Хрупкий, передвигавшийся на костылях, с этюдником и зонтом, поэт нарисовал в Спасском тринадцать этюдов. Он рисовал усадебный сад и пруд, мальчишек у костра, как в «Бежином луге», Спасскую церковь и школу, построенную Тургеневым для крестьянских детей. На одном из полотен Полонский изобразил самого хозяина усадьбы, сидящего в кресле, закину ногу на ногу. Это последний портрет Тургенева на родине. В этот год он уехал из России и уже не возвращался из-за тяжёлой болезни – Тургенев умер во Франции в 1883 году. Полонский дал Тургеневу семь своих пейзажей. После смерти писателя все картины вернулись к Полонскому.
Яков Полонский скончался в Петербурге 18 (30) октября 1898 года, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью. В 1958 году прах был перезахоронен на территории Рязанского кремля. Уже в начале ХХ века вдова Полонского Жозефина Антоновна передала живопись и рисунки мужа в Пушкинский дом, где собирают и хранят документы, письма, фотографии и другие вещи русских писателей.
Нет комментариев