Р-н Ишайя Гиссер
Десять казней – драматический и переломный момент в истории нашего народа. Они, в совокупности, являют собой один из источников нашей веры, одну из ее основ. Ведь недаром, представляясь сынам Израиля во время Синайского откровения, Всевышний определяет Себя не Творцом Мироздания, а “Выведшим тебя из страны египетской”. А подобная характеристика вынуждает предельно внимательно отнестись ко всем аспектам этого процесса.
Очевидно, что и та форма в которую казни были облачены, и их количество, и последовательность – все это было значимо в системе уроков, последовательно раскрывавших перед Египтом, а его посредством – и всему остальному миру, полноту власти Творца над сотворенным Им и отсутствие иной силы, действующей наряду с Ним.
При этом в нашем материальном мире (а само слово “мир”, на иврите – олам, однокоренное со словом ээлем – “сокрытие”) постоянное воздействие Всевышнего максимально сокрыто, неявно. Это мир сокрытия, но приходит время, и Творец являет Себя в Египте, и делает это посредством десяти казней. Они являют Его разрушением прежней модели восприятия людьми мироздания, так сказать, Откровение деструкцией, предшествующее и прокладывающее путь созидательному Откровению на Синае, Десяти речениям. Созданию новой реальности предшествует ломка старой, это достаточно понятно.
Впрочем, нет никакого сомнения в том, что евреи усваивали эти уроки казнями наряду с египтянами. И, к сожалению, в этом была насущная необходимость – они очень прониклись египетским влиянием, столетия такого окружения даром не проходят. Зогар утверждает, что в своей ассимиляции они опустились на сорок девятый уровень нечистоты из пятидесяти возможных. Так что все то, что было полезно для духовного просветления их жестоким господам, было никак не менее необходимо и бесправным рабам.
Однако первый адресат этого чудесного откровения, из которого Б-жественное управление миром должно было стать явным, вовсе не евреи, а египтяне! И это не мое причудливое толкование Писания, а прямое утверждение самой Торы. Она пишет прямым текстом: “И тогда узнают египтяне, что Я – Г-сподь (Авайе), когда Моя рука будет на Египте, и выведу сынов Израиля из их среды”1. Вы, конечно, обратили внимание на финальный аккорд этого предсказания: “И тогда узнают египтяне…”. Тот Самый Г-сподь, о котором владыка Египта сказал: “Кто этот Г-сподь, чтобы я послушался Его голоса и отпустил Израиль? Я не знаю Г-спода и Израиль тоже не отпущу”.
Однако, если вы, вооруженные предварительными знаниями, справедливо укажете мне на то, что это имя Элоким служит указанием на меру Суда и порядка, а имя Авайе – на меру Милосердия и Доброты Творца, и резонно спросите: как же это казни исходили с уровня Авайе, ведь это сопровождалось бедствиями для мирного населения Египта? Я попробую ответить: суд и суровость по отношению к злодеям является несомненным благодеянием для их жертв.
И никакого противоречия тут нет! Более того, согласно нашей традиции2 : “Тот, кто милосерден к жестоким, тем самым жесток к милосердным”. А народ Египта был не только соучастником порабощения, но и полным единомышленником своего правителя, и не только покорно исполнял бесчеловечные приказы фараона, но и делал это от всего египетского сердца, искренне считая себя вправе измываться над беззащитными.
Не надо думать, что в прошлом в этих вопросах что-либо было иначе. В Египте народ полностью поддерживал национальную политику своего правителя, именно потому к ним было полностью применимо понятие коллективной вины. То, что мы порой отказываемся учиться у прошлого и не видим в происходящих ныне процессах следствие некогда принятых решений и совершенных действий, лишает нас возможности изменить к лучшему собственную жизнь.
Осмысление бывшего – необходимая часть раскаянья, а раскаянье – главная предпосылка благотворных перемен в судьбе. Это равно справедливо и по отношению к индивидууму, и к народу. Когда мы говорим о казнях, то у каждой из них было два аспекта – воздаяние и милосердие! Воздаяние Египту и милосердие – Израилю.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Шмот 7:2-5.
2.
Коэлет Раба 7:16.
Р-н Ишайя Гиссер https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/6754771
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Ещё учёные предполагают, что через несколько лет магнитные полюсы Земли переместятся в противоположные стороны.
Думаю, что такие события являются признаком о приходе последнего пророка (машиаха), который изменит мировую систему.