Слово в день памяти святителя Митрофана Воронежского
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Святитель Митрофан как будто не оставил нам поучений, исполненных особых откровений. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Такова заповедь святых отцов: живи так, как если бы тебе предстояло прожить на земле тысячу лет, подобно первым детям Адама, и в то же время так, как если бы завтра ты должен был умереть. Читая житие святителя Митрофана, мы обращаем прежде всего внимание на его непрестанное памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах. Его любимыми молитвами были молитвы об умерших. И этому сопутствовала практическая основательность во всем и житейская трезвость. Половину своей жизни он прожил в миру, не помышляя ни о каких особенных подвигах, был женат, имел детей. Дело ведь не в том, какое место мы занимаем в Церкви. Более существенно — являемся ли мы настоящими христианами или нет. И впоследствии, достигнув высот святости, святитель Митрофан любил повторять, что самый великий подвиг для христианина — предание себя в волю Божию. В течение нескольких лет он служил простым сельским священником в Суздальской епархии. Господь посетил его скорбями, призывая к новому служению. На сороковом году жизни он овдовел и решил принять монашество. Его постриг был совершен в Успенском монастыре, недалеко от Суздаля. В дни Успенского поста обратим внимание на его особенную любовь к Божией Матери, и на Ее неизменный покров над ним. Несомненно, это было связано с его глубоким стремлением постигнуть благодатную тайну Пречистой, о которой Она Сама говорит: «Яко призре Господь на смирение рабы Своея». И хотя бы в какой-то степени приобщиться этой тайне.
«Кто умалит себя, тот вознесен будет», — говорит Христос. Нередко это исполняется и в земном плане. Очень скоро за благочестие и смирение отец Митрофан, вопреки своему желанию, был возведен в игумены Яхромской обители. Во время настоятельства в Унженском Костромском монастыре он построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм вновь в честь Благовещения. Очевидно, с этим праздником, по дару благодати, у него была постоянная сокровенная связь. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет — до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/08/20/delo_ved_ne_v_tom_kakoe_mesto_my_zanimaem_v_cerkvi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев