Тюрки полагали, что под лопатками аргамаков спрятаны невидимые глазам маленькие крылья. Когда рождался тулпар, чтобы не повредить ему эти самые крылья, необходимо было вынуть жеребенка, вспоров брюхо кобылицы. Разумеется, кобылица умрет, но жертва эта - ради несравненной быстроты коня. Будущие крылатые кони - тулпары должны были родиться именно так, как это описано в героических поэмах о знаменитых батырах и их конях.
В древнем эпосе волшебный конь, предназначенный для батыра, пока тот не вырастет, находился среди простых лошадей в табуне в виде невзрачного, худого и немощного конька, покрытого язвами и какой-то грязной попоной. А когда батыр наконец-то вырастал, тут и конь его преображался, показывая свой истинный облик.
По древним представлениям тюрков, никто, включая хозяина, не должен был видеть крылья тулпара, иначе он мог умереть…
Тулпары могли разговаривать по-человечески, мыслить, видеть сны, возмущаться, мстить. Они были верные товарищи, надежные спутники и мудрые советчики героев. При расставании на время с батыром конь всегда велел ему выдернуть три волосинки из его гривы или хвоста; герою достаточно было подпалить их — тулпар являлся перед ним… Тулпары — сказочные кони земного происхождения, но связанные с небесным, верхним миром. Они фигурируют в мифах как волшебные помощники и покровители сказочных героев.
Нет комментариев