А. И. Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Точная дата рождения, к сожалению, не известна. Бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду князей Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок. В двадцатилетнем возрасте он поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева и Т.А. Неффа. Затем он оставил учебу и, получив в 1857 году за свою работу «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» первую серебряную медаль, переехал в Швейцарию, где продолжил совершенствоваться в живописи у А. Калама, влияние которого на Мещерского было несомненным и помогло юному художнику выработать свой стиль в пейзажной живописи.
Пройдет немного времени, и А.И. Мещерский получит широкое признание и в России, и в Европе, а также станет академиком и профессором Петербургской Академии художеств.
За свою жизнь пейзажист много путешествовал по России и Европе, неоднократно бывал в Крыму и на Кавказе – отсюда великолепные горные и морские пейзажи. Зимняя природа и летние лесные чащи – излюбленные мотивы его работ.
В 1867 году Мещерскому посчастливилось сопровождать великого князя Алексея Александровича (сына Александра II) в кругосветном путешествии. Оттуда художник привез большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1870-е стиль Мещерского формируется окончательно, от академических работ он переходит к романтическому пейзажу. В эти годы мастерство художника по своей композиционной выразительности достигает высшей точки. В дальнейшем академическая эпичность и романтическая экспрессивность его произведений сменится почти камерной выразительностью реалистично изображенных мест.
В 1898–1899 годах А.И. Мещерский совершил свое последнее большое турне, посетив Турцию, Афон, острова Греции, Италию и Швейцарию. Великолепные в исполнении, особую ценность представляют живописные морские пейзажи Арсения Ивановича Мещерского («Корабль в море». 1898, «Гавань». 1893 и др.). Среди них изумительное по своей красоте и изяществу колорита величественное полотно «Вид Иверского монастыря на Афоне» из коллекции Тверской областной картинной галереи, созданное автором в 1900 году. На картине изображен православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, являющийся одной из христианских святынь. Он расположен на берегу Эгейского моря, с восточной стороны афонского полуострова. Был основан около 787 года иверскими (грузинскими) монахами. Иверский монастырь на Афоне стал хранителем чудотворной Иверской иконы Божией Матери (Портаитиссы, Вратарницы), почитаемой с IX века, по преданию, написанной евангелистом Лукой.
Картина Мещерского носит эпический характер, отличается тонкой игрой света в сиренево-голубых оттенках удивительной палитры красок, объёмом изображённых предметов и глубиной композиции. Мы ощущаем особое настроение – спокойное, мягкое, лирическое. Автор делится с нами этим покоем и тишиной. Время словно на мгновение замерло, волны на берегу моря будто застыли…
Арсений Иванович Мещерский по праву считается одним из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX столетия, превосходным колористом и рисовальщиком. Его творчество представлено в крупнейших музейных собраниях мира, в частности, в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Текст: Ольга Густова, научный сотрудник.
![✨](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/2728@2x.png)
Мещерский Арсений Иванович (1834-1902).
Вид Иверского монастыря на Афоне. 1900 г.
Холст, масло. 93,5х144,3 см.
Собрание Тверской областной картинной галереи.
Нет комментариев