М. Валенцова, "Поверья о змеях и змееподобных демонах в словацкой традиции":
"Еще одним проявлением антропоцентризма в представлениях о мире являются поверья о короле змей (kráľ hadov), на голове которого видели корону или гребешок. Змеиному царству приписывалась социальная иерархия. Если у волков, например, главным считался вожак, предводитель стаи, то по отношению к змеям употребляется термин король - по сходству гребешка или особой окраски на голове некоторых змей с короной, а также по цвету и величине змеи - обычно королем считалась большая белая змея. В западно-словацких диалектах короля змей называли "змеей с короной": had s korunkou. По поверью, если увидишь на дороге змею, у которой золотой гребень или крест на голове, следует его отстрелить или отрезать и носить при себе, тогда в любом деле будешь самым счастливым. При этом змея будет бить хвостом о землю, и от этого поднимется такой сильный ветер, что деревья будет вырывать с корнем, поэтому надо остерегаться, чтобы не погибнуть на том же месте.
Змеиный король повелевает всеми змеями, открывает и закрывает пещеру, в которой зимуют все змеи. В Замагурье (сев.-вост. Словакия) королю змей приписывались сверхъестественные способности, умение говорить человеческим языком, обладание огромной силой. Выползок короля змей, по поверьям, обладает магической силой, его используют прежде всего пастухи-бачи, в том числе для поиска кладов. Также верили, что у змеиного короля есть трава, которая открывает любые запоры и тушит пожар, а на Ораве (север средней Словакии) думали, что король змей мог помочь людям вылечиться.
В восточной Словакии kruľ goduv является хранителем кладов: он живет в скалах, под пнями, выделяется белым цветом, особым блеском глаз и красным гребнем или золотой короной. Во время опасности он издает резкий, пронзительный свист, который призывает на помощь всех змей в округе. Причинять вред королю змей нельзя, - например, тому, кто уничтожит змеиное яйцо, он подожжет дом, того, кто убьет царя змей или его семью, ждет несчастье. Король змей мог и отомстить за обиду, и наградить за дружбу или за услугу. В одной быличке он оставил свою корону девочке за то, что она поила его молоком. Король змей громким свистом сзывает 13 300 (или другое количество) змей, и они вместе "выдувают камень" (nafukujú kamienok), называемый hadí kameň. Соединившись вместе головами, змеи "выдувают" камень (kameň dujú), называемый "змеиным" (hadiaci kameň, hadí kameň), который имел большую лечебную силу). Когда много змей собиралось в одном месте под камнем, на Верхнем Погронье говорили, что они "выдувают камень" (dmuchajú kameň). Рассказывали также, что среди полевых змей есть одна главная, у которой корона на голове.
Когда змеи kameň dujú, не советуют к ним приближаться, они могут напасть на человека. Камень этот (haďací kameň), похожий на птичье яйцо, приносит счастье в суде, им также "гладят" скот, чтобы он был гладкий и круглый, а также используют для лечения. В быличках также рассказывается о живительном змеином камне, лизание которого утоляло голод в течение года - и змеям, и случайно оказавшемуся в одной пещере с ними человеку.
Некоторые мифологические черты образа короля змей присущи и образу домовой змеи, например: способность приносить счастье, богатство; запрет убивать змею под угрозой несчастья и смерти; белый/серый цвет, иногда - гребень на голове.
Практически по всей территории Словакии распространено убеждение, что в каждом доме есть своя "домовая" змея (domáci had, hospodár, starý gazda, starý dedo), белая, как молоко. В доме, где нет такой змеи, нет и счастья. Также широко распространена быличка о том, что домовая змея ела вместе с ребенком. Когда хозяин убил эту змею, в течение недели умерли и его дети."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев