Епископа Тарского и Тюкалинского Савватия.
«Сей день его же сотвори Господь возрадуемся и возвеселимся в онь!» Из стихиры на Пасху.
Возлюбленные о Господе
смиренные пастыри, честные иноки, инокини и послушники,
боголюбивые братья и сестры, верные чада
Святой Русской Православной Церкви!
«Христос рождается: славьте! Христос с небес: встречайте! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господа вся земля (Пс. 95, 1)! И скажу обоим в совокупности: - говорит святитель Григорий Богослов - да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного и потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь: с трепетом — по причине греха, с радостью — по причине надежды. Христос от Девы; сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми!… Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место заступает истина… Нарушаются законы естества; мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. Вси языцы восплещите руками (Пс. 46, 2); яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство на раме его, ибо возносится со крестом, и нарицается имя Его: велика совета — совета Отчего Ангел (Ис. 9, 6). Да провозглашает Иоанн: уготовайте путь Господень (Матф. 3, 3)! И я провозглашу силу дня. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим; Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13, 8).
Радуйся Земля, радуйтесь народы, радуйтесь друзья! Рождается Тот, по образу Которого мы сотворены и к совершенству Которого от рождения призваны возвышаться и уподобляться. Возрадуемся радостью новой, возрадуемся радостью надмирной, радостью надвременной, нетварной. У нас с вами были радости, но они были печалям причастны потому, что были радостями детскими, призрачными, человеческими. У нас были радости, которые или плодоносили печалями или возникали по причине отъятия печалей. Жаждали и утоляли жажду, заболевали желанием и удовлетворяли болезненные желания. Были воспламеняемы гневом и видели справедливое возмездие на своем обидчике. И не мудрено: «Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости...», - говорит св. Николай Сербский.
А ныне радость не как утоление голода, а как насыщение, не как отсутствие бедности, а как обогащение! Рождается Тот, пойдя за Которым мы с апостолом воскликнем: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа» (1Кор. 15:55)? Рождается Тот, пойдя за Которым, мы, жалеющим нас в само-утеснении, воскликнем со св. ап. Андреем: «Не только не говорю вам не освобождайте меня, но говорю - сами готовьтесь стать жертвами, благоугодными Богу!» Рождается Тот, Которому непобедимый А.В. Суворов повергает свою славу и высекает на наградах: «Не нам, не нам, а Имени Твоему». Тот, кому Михаил Ломоносов посвящает поэтические слова:
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.
Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный Царь.
Рождается Тот, о Ком смирившийся Наполеон напишет: «Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания нашей гениальности? На основе насилия. (Они разрушились.) Лишь один Иисус Христос основал свою империю любовью…На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца. Он, безусловно, требует его и непременно выполняется его требование. Чудно! Все, которые веруют в Него, испытывают замечательную любовь к Нему…»
Незауряден среди людей человек, который любит своих друзей и способен оградиться от гонителей, клеветников и обидчиков. Но ныне рождается Тот, Который самих ненавистников превращает в друзей, а своим последователям дает славу больше славы солнца: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:43–45).
Вифлеемская звезда подобно солнцу возвестила волхвам, а через них и всем в Иерусалиме и злым, и добрым о рождении Мессии Христа, но «Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним» не познал времени посещения своего! Нас с вами Совесть как путеводная звезда привела в Церковь Божию, Которая для людей века сего кажется убогим вертепом, и становится снова гонима, как был гоним Иродом Богомладенец и святое семейство. В вертепе бедном Христос Родился и лежал между бессловесными животными. В свое время Ной проповедовал покаяние в течении ста лет и звал войти в спасительный ковчег. А спаслись от потопа послушное семейство и бессловесные животные. Так горько видеть всякому искреннему христианину утопающих в мысленном море вражды, похоти и самомнения, уловляемых в цифровые сети «похоти очес и гордости житейской». Спасительный корабль близко, но утопающие в похотях и уловлённые поиском земной справедливости как нервно-одержимые ищет бури, «как будто в буре есть покой». Ищут не победы, а войны, как будто победа не приносит мир. Победа достигается не внешней враждой, она основана на внутренней борьбе со своими страстьми и похотьми и приносит плоды Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23).
Современная цивилизация стремиться к Раю на земле и вечности без Бога, с помощью технологий, но «моровое поветрие» маленького вируса напомнило человеку о том, что мы временны на земле. Нам всем надлежит путь в «Царство Небесное». Этот путь состоит не в том, чтобы в сущем состоянии переместиться из точки «А» в точку «Б», а в том, чтобы по своим внутренним качествам приблизиться к качествам Божиим и воссоединиться со Христом! Этот путь не в тверди осязаемого пространства. Что бы по нему идти нужно научиться ходить по водам верою, а если вера колеблющаяся, то нужен корабль, спасительный ковчег!
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Церкви, подобно кораблям, по своему плавая в этом мысленном море, принимают верующих и перевозят их в некоторую другую землю или страну – в Царство Небесное, надежду о Христе и освящение от Святого Духа, и в отечество святых – Добродетель. Будучи пришельцами по написанному и странниками на этой Земле, они не имеют пребывающего здесь града, но стремятся в тот, «которого художник и строитель (Сам) Бог».
Стремящиеся в град, «которого художник и строитель Творец Вселенной» оставили не только печали, но и радости, «которых художники и строители - человек, мир и дьявол». Верные ученики услышали призыв св. ап. Павла: «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего». (1 Кор 7: 29-31) Не того хочет Господь, чтобы ты не заботился о ближнем, а того, чтобы попечения временные не заслонял смыслов вечных, что бы ты нудил себя, а не приносил ближнего в жертву своим идеям.
Не того Господь желает, чтобы обеднить тебя в этом веке до состояния, когда здесь только труд, а вся награда там, а к тому нас ведет, чтобы уже в сегодняшнее проникло вечное, чтобы в труд жизни этой проникло блаженство жизни будущей и дает тебе не заповеди отягощения, а заповеди блаженства: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся…» Только ради одного из этих блаженств можно оставить те печалетворные радости мира, которыми уловляемся мы, но Господь дает нечто еще более превосходящее и мира-победное: «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!» Не столько наше внимание должна привлечь «мзда, которая на небесах», сколько Блаженство бесстрастия, уже даруемое, в то самое время «егда всяк зол глагол на ны лжуще», которые мы да перенесем ради Христа!» Церковь строилась на крови мучеников, на исполнителях Слова Божия.
Ради вас в вечно-сегодняшний день Рождества всемогущий Бог стал младенцем! Кто печалится, оставь бывшую дотоле печаль и приди, удивись милосердию Божию! Кто недостаточно радуется, оставь свою недостаточность и войди в полноту радости Господа твоего! Волхвы - цари востока оставили все, чтобы и ты, не сомневаясь, оставил свое человеческое и принял от Его царства и священства. Бог оставил горнее и пришел к нам, бежащим от креста реальности в мир иллюзий и грёз. Бог оставил Небо, чтобы и ты так же оторвался от тленной радости и вошел в Его радость. Бог сделал жизнетворящим всё то, что тебя гнетет! Он облёкся во все тягостное, что носишь ты! Древо жизни семенем пришло в твою действительность! Мы должны оставить праздность, и возделывать духовную радость, утверждая ее в блаженную вечность, как Адам, возделывая свой Рай.
Так да сотворим в этот благо-знаменитый день совместную молитву, чтобы Господь благословил всех, в ком жива радость Рождества, и всех, кто ради народившегося Бога милует ближнего, «созданного из одного с нами праха, алчущего и терпящего нужду!» Ибо нельзя послужить Богу вне служения человеку особенно в наше не простое время. Помолимся, чтобы и нам скудным сими добродетелями возревновать и сугубою радостью возрадоваться в день Великого Праздника и достичь Вечного Блаженства, ради которого воплотился ныне Богомладенец Христос!
САВВАТИЙ,
епископ Тарский и Тюкалинский
Рождество Христово
2020 / 2021 года
Град Тара
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев