Иван Шмелёв.
Иван Шмелев – великий русский писатель, чье имя долгое время было под запретом. Он писал удивительные тексты, в которых размышлял о судьбе страны. Большевики не принимали его взглядов. Но время показало: Иван Шмелев – один из немногих писателей, которого заслуженно можно назвать самым русским. Всё что его интересовало – простое и тихое счастье ближнего и мир на Земле.
Генеалогическое древо Ивана Шмелева рассказывает об его довольно высоком происхождении. Мать – Евлампия Гавриловна Савинова – была купеческой дочерью. Родители дали ей образование и подыскали обеспеченного супруга.
Отец Сергей Иванович владел плотничьей артелью, в которой трудилось около 3 тысяч рабочих. Они также брали на себя строительные подряды, благодаря которым стали известными.
Так, артель Шмелева выстроила помосты и леса храма Христа Спасителя. За добросовестный и ответственный труд бригаду представили Александру II.
Иван родился и вырос в Москве. Огромное влияние на его духовное становление оказал именно его отец. Он был открытым и честным человеком, старался следовать заповедям Божьим.
О матери Иван практически не вспоминал. Известно, то это была властная и жесткая женщина, держащая домочадцев в строгости. Шмелев в своих мемуарах писал о близком знакомстве с розгами. Мать бралась за веник и использовала его в качестве орудия воспитания. Веник рассыпался в лохмотья. Евлампия Гавриловне в гневе не помнила себя.
Отец старался защитить своих наследников, но его часто не было дома. Когда Ивану исполнилось 16 лет, он погиб, оставив семье сомнительное состояние. Оказалось, что у добропорядочного владельца артели был долг – 100 тысяч рублей. Но Иван смог взять дела в свои руки и спасти свой род от нищеты.
Подросток тяжело переживал смерть самого любимого человека. Свои переживания он опишет позже, в произведении «Лето Господне».
Смерть отца стала символичной. Детство для подростка закончилось. Теперь ему самому придется заботиться о семье.
Иван Шмелев учился в 6-ой Московской гимназии. После ее окончания, он поступил на юридический факультет столичного университета.
В 1891-м году он повстречался с юной девушкой – Ольгой Охтерлони. На тот момент ей было всего 16 лет, тогда как Иван уже был вполне взрослым и самостоятельным. Ему исполнилось 18 лет.
Отношения между девушкой и юношей развивались, как и полагается. Влюбленные старались проводить время вместе. Но бракосочетание состоялось только спустя 3 года.
Молодая жена была набожной и чувствительной особой. Она попросила супруга отвести ее на остров Валаам. Здесь состоялась судьбоносная встреча будущего писателя со старцем Варнава.
Монах сделал пророческое предсказание. Взяв молодого человека за руку, старец произнес: «Своим талантом превознесешься». Так оно и случилось.
По приезду Иван Шмелев взялся писать очерк о необычном свадебном путешествии. Он подробно описал монаха, рассказал читателю о беседах с ним. Этот очерк стал своего рода дебютом, он открыл писательские способности в молодом человеке.
В 1896-м году у пары родился единственный наследник – Сергей. Больше детей у Шмелевых не было. Но супруги прожили счастливо вместе 41 год.
Иван Шмелев остро реагировал на несправедливость, которую отмечал в обществе. Он надеялся, что революция станет той очищающей силой, которая изменит мировоззрение людей. Он даже встречался с политическими ссыльными и поддерживал идеи социалистов.
Но ожидания не оправдались. Большевики его глубоко разочаровали, впрочем, как и многих просвещенных и интеллигентных людей того времени.
В 1918-м году семья переехала в Алушту. Сын Сергей подорвал здоровье в Первой Мировой Войне и нуждался в лечении. Отсюда его мобилизовали в армию Деникина.
Большевистские лидеры распространяли информацию о том, что объявят амнистию для тех, кто откажется от поддержки идеи белых. И Сергей поверил в эти сведения.
Но большевики расстреляли молодого человека без суда и следствия. Смерть сына нанесла чете Шмелевых глубокую и кровоточащую рану, которой уже было не суждено затянуться.
Шмелев в тот период писал своему другу А. Луначарскому: «Без сына я погибну. У меня забрали сердце, и я больше не могу и не хочу жить».
События красного террора, зафиксированные на территории Крыма, писатель опишет в произведении «Солнце мертвых». Здесь он правдиво рассказывает о том, что творилось в стране в те жестокие и кровопролитные годы.
Он обвинял существующую власть в безнравственности и в том, что ее представители не ведают значения слова Родина и Россия. Им важно истребить все и всех, что представляет опасность для их режима.
Писатель тонко подмечал: самые дорогие для сердца слова – Родина и Россия – начинаются с буквы «Р», точно так же как и самые ужасные слова: расстрел и расход.
Смерть сына стала последней каплей. Иван Шмелев больше не верил в то, что существующая власть образумится и перестанет творить страшные дела. Вместе с супругой писатель покинул Россию. Она больше не казалось ему родной и безопасной.
Эмиграция для семьи Шмелевых началась в 1922-м году. Супруги отправились в Германию, а затем в Париж. Здесь они и провели свою жизнь. В Россию Шмелевы не вернулись.
Но связь с Родиной не была утрачена. Иван Шмелев в своих последующих произведениях не раз говорил, что любит Россию, но она уже не та великая страна, где проповедуют добро. Он выражал глубокое сожаление по поводу своей разлуки с Родиной.
«Солнце мертвых», по мнению критиков, самый правдоподобный роман о событиях того времени. «Читайте, если у вас хватит смелости», - писал Томас Манн. Он был Нобелевским лауреатом по литературе. Господин Манн был шокирован правдой, которую открывала книга Шмелева.
Произведение рассказывало об апокалиптических событиях, которые развернулись в России. Общечеловеческая история не знала подобных примеров со времен Иуда, когда уничтожались невинные души.
Критики сравнивают ритм книги с напевностью псалмов царя Давида. Создается впечатление, что поется заупокойная молитва по стране и всем, кто остался в ней.
Шмелев в своих произведениях утверждает ценность человеческой жизни. Он говорит о том, что человек не вправе убивать человека. Господь отдал свою жизнь за каждого представителя человечества. И только Ему решать судьбу спасённых Им людей.
Иван Шмелев – мастер русского слова. Он облачает свои мысли в жёсткие, но правдивые слова. Они могут ранить и вызывать слезы, но цель достигается: читатель воочию видит картину, о которой хотел рассказать автор.
24 июня 1950-го года писатель решил переехать в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, который находится в 140 километрах от столицы Франции. Местечко известно под названием Бюси-ан-От.
В этот же день писатель умер вовремя сердечного приступа. При жизни Иван Сергеевич писал, что мечтает умереть на Родине, в Москве и быть захороненным на Донском кладбище. Он призывал друзей и близких продать всё, что можно, но вывезти его тело в Россию.
Захоронение русского писателя находилось в Сент-Женевьев-де-Буа вплоть до 2000-го года. Сейчас прах Ивана Шмелева покоится на кладбище Донского монастыря, как и завещал своим потомкам гениальный автор.
Тогда же в Замоскворечье в районе, где прошли детские годы Шмелева, был открыт памятник-бюст.
Прах прозаика покоится рядом с захоронением его отца. Тут же упокоена и супруга писателя – Ольга. Завещанное сбылось, пусть даже и через годы.
Из : "Код памяти"
Цитаты из книг Ивана Шмелева
"Солнце мертвых"
Надо начинать день, увертываться от мыслей. Надо так завертеться в пустяках дня, чтобы бездумно сказать себе: еще один день убит!
...Надо отворить ставни. А ну-ка, какое утро?.. Да какое же может быть утро в Крыму, у моря, в начале августа?! Солнечное, конечно. Такое ослепительно-солнечное, роскошное, что больно глядеть на море: колет и бьет в глаза...
...О смерти русского человека и русской земли.О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.О смерти русского солнца.О смерти всей вселенной, когда умерла Россия, – о мертвом солнце мертвых…»
По воле людей, которые открыли тайну: сделать человечество счастливым. Для этого надо начинать – с человечьих боен.
Много у пшеницы врагов, когда наступает голод.
Не надо глядеть на дали: дали обманчивы, как и сны. Они манят и – не дают. В них голубого много, зеленого, золотого. Не надо сказок. Вот она, правда, – под ногами...
Ежели, Бог даст, выправлюсь, вот мы тогда что… Может, успеем и этим летом, ежели теплая погода будет… пойдем к Преподобному!.. Пешком всю дорогу пойду, не как летось, на Кавказке… а все пешком, как божий народ идет
"Неупиваемая чаша"
Непонятно было Илье тогда: вольный был человек Иван Михайлович и сильно скучал по родине, а ехать не мог. Обласкал его этот человек, как родного, говорил часто: – Помни, Илья: народ породил тебя – народу и послужить должен. Сердце свое слушай. Не понимал Илья, как народу послужить может. А потом понял: послужить работой.
«На пропитание странным». И другие за нами опускали – бедные и прокормятся. Вкусили по кусочку, и стало весело, будто Преподобный нас угостил гостинчиком. И веселые мы пошли.
День ото дня страшнее — и теперь горсть пшеницы дороже человека.
Странная вещь: теоретики, словокройщики ни одного гвоздочка для жизни не сделали, ни одной слезки человечеству не утерли, хоть на устах всегда только и заботы, что о всечеловеческом счастье, а какая кровавенькая секта! И заметьте: только что начинается, во вкус входит! с земным-то богом! Главное — успокоили человеков: от обезьяны — и получай мандат!
Пустая дорога — не пустая: писано по ней осколками человечьих жизней.
«История любовная»
Нет, женщина не ядро каторжника, а огонь, зажигающий кровь... крылья Икара!...
«Человек из ресторана»
Будни предназначены для неусыпного труда, а праздники — для полезных разговоров.
«Старый Валаам»
Монахи, конечно, совсем необразованные, не знают «Рефлексы головного мозга» Сеченова, не знают и «Происхождения видов» Дарвина, где сказано и почти доказано, что человек произошел от обезьяны, не читали ни «Прогресса нравственности» Летурно, ни «Психологии» Рибо, ни Огюста Конта, ни Иоганна Штрауса, где отрицается божественность Христа... но все-таки удивительные они... разрешают сложнейшие социальные вопросы, над которыми столетие бьются Прудоны, Фурье, Бебели... и даже воздействуют на природу, на нравы зверей, как-то их освящают... своим примером? Тут же я вспоминаю, что на Валааме... — это непременно надо рассказать всем, интересующимся прогрессом нравственности, об этом, конечно, не знают в мире! — что здесь, на Валааме, строго запрещено даже замахиваться кнутом на лошадей, тут даже и кнута не найти, как говорил мне о. Антипа: «У нас все лаской, и лошадка ласку понимает и слово Божие... заупрямится или трудно ей, у вас в Питере сейчас ломовик ей в брюхо сапогом или кнутом по глазам сечет, а у нас слово Божие; скажешь ей: «Ну, с Господом... отдохнула, теперь берись»: она и берется весело. На Валааме никого не бьют, пальцем не трогают, лик Божий уважают в человеке... — какая высокая культурность и гуманность! — а только послушание возвещают, поклончики и покаяние, перед всеми, за трапезой. Конечно, монахи некультурны в смысле научных знаний, но... они дают удивительные примеры воли, характера, силы духа. Конечно, мне чуждо многое в них — нельзя же смотреть на жизнь так, как смотрит тот схимонах в скиту, для которого вся жизнь только подползание к могиле, где бренное тело будет червями пожрано, это не жизнь, а ужас! — аскетизм их иногда ужасен, но духовная сила их мне очень симпатична. Часто они — как дети, но... сказано: «Сокрыл от мудрых — и открыл младенцам!»
"Неупиваемая чаша"
Непонятно было Илье тогда: вольный был человек Иван Михайлович и сильно скучал по родине, а ехать не мог. Обласкал его этот человек, как родного, говорил часто: – Помни, Илья: народ породил тебя – народу и послужить должен. Сердце свое слушай. Не понимал Илья, как народу послужить может. А потом понял: послужить работой.
«На пропитание странным». И другие за нами опускали – бедные и прокормятся. Вкусили по кусочку, и стало весело, будто Преподобный нас угостил гостинчиком. И веселые мы пошли.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев