Архитектура на Краснознаменской
    5 комментариев
    18 классов
    Кирпичи. Часть V Про царицынские и сталинградские кирпичные кладки мы уже рассказали. Однако, тему хочется завершить, в современном Волгограде встречается ещё один массовый вид кладки, который появился в 60-е гг. и которым пытались вытеснить «Американку». Это – Липецкая кладка. К концу 60-х гг. «Американка» господствовала в строительстве, но выглядела она часто не эстетично, при том, что от наружной штукатурки в массовом строительстве на тот момент практически отказались. Возвращаться к старым кладкам не хотелось, так как они требовали более профессиональную подготовку каменщиков. И тогда в городе Липецке родилось ноу-хау, которое потом так и назвали – «Липецкая кладка». На взгляд строителя из XIX века Липецкая кладка абсурдна, ибо почти не имеет перевязок. Это - как бы ухудшенная «Американка»: те же три ложковых ряда, но кирпич в них кладётся не со смещением, а один над другим (без перевязки), потом – связывающий их тычковый ряд и снова три ложковых ряда без перевязки. Благодаря этому, на стене такого дома можно наблюдать прямые вертикальные швы, идущие от самого низа до самого верха. Этот момент сочли очень красивым. Так как перевязок в данной кладке аномально мало, такая стена, по идее, ослаблена и может попросту рухнуть от нагрузки или просто со временем. Но… липецкие инженеры были не так просты и придумали делать перевязку искусственную – не кирпичами как всегда, а специальной стальной армировочной сеткой, которая должна укладываться через каждые 3-4 ряда. Метод был одобрен и в 1967 году за эту кладку разработавшие её инженеры института «Липецкгражданпроект» и треста «Жилстрой» получили медаль ВДНХ. Липецкую кладку начали применять по всей стране. В Волгограде довольно много домов, построенных в конце 60-х – 80-е гг., выполненных этим типом кладки. Однако, «Липецкой» кладке всё равно не удалось победить «Американку», возможно из-за дополнительного элемента, который для неё требуется – стальных сеток. На фото – некоторые волгоградские дома, стены которых сложены «Липецкой кладкой». Завершая тему. Итак, в Царицыне-Сталинграде-Волгограде использовались: - Фламандская кладка (массово, до конца 1920-х гг.) - Тычковая кладка (выборочно, до 1917 г.) - Крестовая кладка (массово с конца 1920-х до начала 1950-х) - Американка (массово, с начала 50-х до настоящего времени) - Липецкая кладка (массово, с конца 60-х до 90-х) В Волгограде можно встретить и другие виды кладки, например ложковую или декоративную – но это или очень редко, или уже в совсем новых домах, где кирпичные стены носят лишь характер облицовки бетонного каркаса. На этом цикл постов про кирпичные кладки Царицына-Сталинграда-Волгограда завершён. Все посты сведены в большую статью на нашем сайте: http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/2024/09/3401-kirpichi.html
    2 комментария
    32 класса
    Во дворе дома по ул. Советской, 8 на днях раскопали траншею и там открылись старые (но и не только старые) кирпичи. Кирпичная кладка выложена в виде свода, хотя, конечно, по открытому фрагменту сложно судить. Скорее всего перед нами – часть подвала (или фундамента, но более похоже на подвал) стоявшего здесь когда-то Дома Воронина. Это был роскошный особняк, самый дорогой частный жилой дом Царицына, настоящий дворец, который занимал целый квартал. Дом устоял во время Сталинградской битвы, его даже планировали восстанавливать, но впоследствии снесли, т.к. согласно концепции послевоенного Генплана набережная Сталинграда застраивалась домами высотой в шесть этажей, а воронинский был трёхэтажный. Но вот – какие-то подвальные части уцелели.
    16 комментариев
    165 классов
    В Волгоград, на набережную около Гасителя, прибыл настоящий паровоз. Сегодня с утра на нём ведутся активные сварочные работы. Локомотив будут восстанавливать, к нему будут прикрепляться вагоны. Сам паровоз позже будет обшит бронелистами, а всё вместе превратится в памятник волжским бронепоездам. Паровоз серии ЭР, выпущенный в 1952 году, привезён из Нижнего Новгорода. Там он много лет стоял в депо «Горький-Московский», ржавея под открытым небом на запасных путях. Местные блогеры не раз фотографировали его, переживая за судьбу погибающего паровоза. И вот – его привезли в Волгоград! Вместе с паровозом прибыл и тендер – специальный вагон, который везёт для паровоза уголь и воду. Это будет уже четвёртый паровоз на территории города. Будем следить за ходом работ!
    2 комментария
    88 классов
    К началу Сталинградской битвы население Сталинграда составляло 525 тысяч жителей. За время боёв численность, разумеется, радикально упала, тем не менее, сразу по окончании боевых действий в городе оставалось 32 тысячи гражданских. Уже с марта начался большой поток желающих вернуться в Сталинград, однако на тот момент пускали не всех, людей негде было размещать. Численность пошла вверх. К 1 мая 1945 года (война ещё шла) численность населения восстановилась наполовину, но далеко не полностью и составляла около 250 тысяч человек. На фото - Базарная площадь, центр Сталинграда (район современного пр. Ленина у Центрального рынка), 1947 год. Фото Роберта Капы.
    2 комментария
    19 классов
    Дом Советская, 20 - один из самых интересных в городе по количеству разнообразных составляющих его деталей. Начать можно с того, что он состоит из двух частей - довоенной и послевоенной. Довоенная часть та, что выходит на ул. Чуйкова, она построена когда-то как отдельный дом специалистов, в конце 20-х гг. Напротив, по ул. Советской тогда планировалось возведение "зеркального" здания, но к началу Великой Отечественной войны возвести его так и не успели. (Построенная и сохранившаяся часть по ул. Чуйкова на фото 1 обведена синим овалом). В начале 50-х к восстановленному дому специалистов пристроили "сталинку" с башенкой. Эти две части, объединённые одним адресом, различаются и снаружи, но ещё более интересно сравнить их со стороны двора. Историческое происхождение выходящей на ул. Чуйкова части здания выдают здесь конструктивистские окна подъездов, во всей же остальной части дома - обычные сталинские окна 50-х гг., маленькие, с двумя створками и форточками. Также говорят об истории и выступающая на дворовом фасаде прямоугольным ризалитом стена, увеличивающая пространство лестничной клетки - типичное довоенное решение. (см. фото 2). Для сравнения - фото 3. Тот же дом, тот же двор, часть здания, пристроенная к историческому корпусу в послевоенный период и примыкающая к ул. Советской - никаких огромных окон, никаких ризалитов. Конструктивизм и сталинский ампир в одном здании.
    7 комментариев
    25 классов
    Осколок Империи. Лемех от плуга, сделанный в 1899 году в Дубовке за заводе Петра Фильберта. Завод на Верхне-Покровской улице был построен в 1890 г., а в 1912 предприятие погибло в огне пожара. А вот такие штуки до сих пор находятся по полям и сараям в наших степях. Эту увидел случайно вчера.
    1 комментарий
    109 классов
    Главный грузовик Советского Союза – ГАЗ-51, да ещё и с целыми советскими госномерами. Стоял бы такой красавчик на каких-нибудь московских задворках – давно бы уже ушлые автоблогеры забрали бы себе, да восстановили бы. Но он стоит брошенный, в Романовке, так что никто его не починит. Этот грузовик производился в СССР с 1946 по 1975 год (почти 30 лет!) и был выпущен в количестве 3,4 миллиона штук. Очень хорошо помню эту машину по детству, в середине 80-х ГАЗ-51 был совершенно обыденным явлением на улицах, а теперь стал редким ретро.
    31 комментарий
    150 классов
    В холле здания по ул. Рабоче-Крестьянской, 13 (где сразу и Аптека, и «Букинист», и Комитет администрации) частично разобрали подвесной потолок (видимо, электрики). И взору открылись заложенные арочные окна (в обе стороны) и больше метра (!) высоты потолка, украденной этой каркасной дешёвкой. Кто закрывает такие потолки и такие окна? Кому это приходит в голову? Почему людям так нравится делать шаблонное убожество, если у них уже есть нешаблонное и не убогое? Одни загадки. А ведь здесь вместо пластиковой фигни были когда-то роскошные деревянные двери с роскошными бронзовыми ручками…
    3 комментария
    65 классов
    Одно из важнейших и, кажется, самое неосознанное архитектурное наследие Волгограда – конструктивизм 20-х – начала 30-х гг. на Тракторном. Целый Соцгород, переживший Сталинградскую битву, построенный когда-то вокруг завода, в дикой степи, в соответствии с архитектурными представлениями и стандартами своей эпохи. Это наследие, к сожалению, медленно уходит, где-то обречённое решениями комиссий от капремонта под снос, а где-то просто маскируемое несвойственной этим зданиям штукатуркой. Дом по ул. 95-й Гвардейской, 4 – как раз яркий образец таких процессов. Построенный в начале 30-х, восстановленный в 40-е, до нашего времени он простоял почти в своём первозданном виде. Шёл по двору – заметил цепи, мощные, единообразные, придерживающие козырьки над подъездами здесь и на соседнем здании. Почти везде в округе цепей давно нет, их заменяют современные сварные металлоконструкции, а здесь – такой раритет. С одной стороны дом пока старый, исходный, здесь можно разглядеть крестовую кладку кирпича, отметины времён Сталинградской битвы и массу интересных деталей. Со стороны дома №2 – огромный угловой кусок, снесённый в 1942 году и полностью отстроенный заново при восстановлении (см. фото 2). С другой стороны – дом активно ремонтируется и его противоположный торец, как и прочие дома, идущие дальше по улице, оштукатурен, там всё теперь неопределённой эпохи, не то новое, не то старое. Последнее фото показывает строительство соседнего дома, №6 по той же улице.
    10 комментариев
    118 классов
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё