В рамках своего международного турне первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин трижды побывал во Франции.
Первая поездка по приглашению Международного астронавтического конгресса прошла с 27 сентября по 3 октября 1963 года.
Жители «Пятой республики» восторженно и с трепетом встречали долгожданного гостя: от аэродрома Ле Бурже до советского посольства в Париже на протяжении 45 км улицы были заполнены ликующей публикой.
Французы бросали советскому космонавту цветы, игрушки, просили автографы и тянулись пожать руку. Накануне визита Ю.А. Гагарина во Франции большими тиражами печатались и моментально разлетались открытки с фотографиями человека, первым преодолевшего путы земного притяжения.
В турне стране Юрия Алексеевича сопровождал Морис Торез – тогдашний лидер французской Коммунистической партии. Программа пребывания была чрезвычайно насыщенной: Гагарин посетил музей-квартиру В.И. Ленина на улице Мари-Роз, могилу Неизвестного солдата и Стену коммунаров на кладбище Пер-Лашез; поднялся на Эйфелеву башню; встретился с французскими фронтовиками – ветеранами Второй мировой войны, в том числе сражавшимися в полку «Нормандия – Неман»; побывал в промышленном городке Иври-сюр-Сен, где на память посадил ель, в Довиле, а в городе искусств и истории Нанте возложил цветы к памятнику Жанны Д’Арк; выступил на заседании конгресса ЮНЕСКО; был удостоен премии Галабера по астронавтике.
Второй визит по приглашению Ассоциации французских инженеров и техников в области авиации и космонавтики состоялся 9-23 июня 1965 года и стал, пожалуй, одним из главных, ведь Ю.А. Гагарин тогда являлся участником многодневной программы Советского Союза в рамках 26-ого Международного авиационного салона в Ле Бурже. Первый космонавт ознакомился с экспонатами выставки, выступил на пресс-конференции, лично управляя советским вертолетом Ми-6, поднялся в небо над французской столицей, встретился с членами экипажа американского пилотируемого космического корабля «Джемини - 4»
Светлана Анастасьевна Бурляй, личный переводчик Гагарина на авиасалоне, вспоминала: «Когда по аэродрому в Ле-Бурже шла толпа, то, значит, в середине – Гагарин. …Его все окружают, и все улыбаются. Потому нельзя было не ответить на его улыбку. …И все хотели услышать его. Подсовывали ему какие-то брошюры, чтобы он только расписался. И он никому не отказывал... Он ко всем обращался ровно, приветливо и с очень доброжелательной улыбкой... Невозможно было не восхититься этим человеком. Именно, как человеком, а не как иконой или легендой».
Позднее, летом того же года, Юрий Алексеевич побывал в Оренбурге, где на встрече с жителями города, среди прочего, поделился впечатлениями и о поездке во Францию, и о работе авиасалона (аудиозапись вступления Ю.А. Гагарина ныне хранится в Государственном архиве Оренбургской области): «…Большое внимание на этой выставке было обращено в нашу сторону, сторону Советского Союза. Основной поток людей был у наших экспонатов. Советский Союз представил туда, на выставку, несколько самолетов и вертолетов. Из самолетов были наши гиганты Ил-62, «Антей» Ан-22, был Ту-134, Ан-14, Ил-18. Были вертолеты наши: Ми-6, Ми-8, Ми-10.
… Большой очень фурор произвел прилет «Антея», самолета Ан-22, этой махины, которая, не верится даже, когда подходишь к нему близко, что он летает. Все вы знаете, видели самолет Ту-104, Ил-18– большие машины. Но они стояли у него под крыльями, как цыплята под крыльями наседки, под этой громадиной, под этой махиной…
…Впервые на такой выставке за границей, впервые во Франции, был представлен наш космический корабль «Восток» с последней ступенью ракетоносителя, с показом оборудования, с кабиной, которая приземляется на Землю. Отдельно находился манекен в скафандре космонавта в катапультируемом кресле космического корабля. И затем, были показаны системы приземления космонавта с парашютом, в скафандре. Выставка имела очень большой успех. Характерен такой факт, что мы привезли туда, на эту выставку, 36 тысяч проспектов о «Востоке», о его полете. Они очень хорошо, эти книжечки, сделаны, оформлены с фотографиями космонавтов, с показом как стартует «Восток», как он приземляется. Ну, короче говоря, по всем полетам «Востока». И этих 36 тысяч нам, конечно, не хватило… У наших самолетов постоянно были очереди, у трапов. Наша выставка очень широко освещалась французской прессой, да собственно и прессой других стран...»
С работой салона в Ле Бурже связывают один раритетный подарок, полученный Ю.А. Гагариным и говорящий об особом расположении правительства Франции и лично президента Шарля де Голля к советскому космонавту.
Во время осмотра экспозиции концерна «MATRA», строившего, в том числе, и космические аппараты, любитель скоростной езды Юрий Гагарин обратил внимание на красивый двухместный спорткар Matra Bonnet Djet. Футуристичная машина с формами космического корабля и новаторской для своего времени центральномоторной конструкцией, развивающей скорость до 190 км/час, произвела тогда настоящий фурор среди автолюбителей. Внимание Гагарина не прошло незамеченным, и компания подарила новенькую машину первому космонавту. Взамен французский концерн получил эксклюзивные фотографии своего изделия с первым космонавтом, которые оказались идеальным способом рекламы спортивного авто.
Однако, как вспоминали друзья Ю.А. Гагарина, ездил он на этой машине в Москве всего пару раз, так как стеснялся в силу своей природной скромности.
После гибели Юрия Алексеевича спорткар достался вдове Валентине Ивановне Гагариной, которая хранила его в Звездном городке. В 1990-х автомобиль купил литовский коллекционер из Каунаса.
21 июня 2011 года на территории крупнейшего мирового авиационно-космического салона в Ле-Бурже с участием тогда премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина был установлен бюст первого космонавта работы скульптора А.Д. Леонова. Стоя около бюста, премьер вручил французским астронавтам российские медали «За заслуги в освоении космоса», отметив при этом: «Гагарин стал символом прогресса всего человечества!».
А в далеком июне 1965 года напряженная работа авиасалона сопровождалась большой культурной программой специально для Ю.А. Гагарина.
На этот раз Юрий Алексеевич совершил экскурсию по Парижу, посетил Лувр, вновь поднялся на Эйфелеву башню; в Виши принял участие в работе кинофестиваля фильмов по авиационной и космической тематике; совершил турне по ряду городов Франции; в Клермон-Ферране посетил тесты автомобилей «Формулы-1», где встретился с известным британским гонщиком Д. Кларком и автомобильным конструктором К.Чепменом; несколько дней отдыха провел на средиземноморском острове Бендор, который принадлежал крупному предпринимателю Полю Рикару.…
В третий раз Ю.А. Гагарин посетил Францию 23-30 сентября 1967 года. Это был последний визит первого космонавта не только в эту страну, но и вообще за границу. Поездка состоялась по приглашению Коммунистического молодежного движения Франции на празднование 50-летия Октябрьской революции. Визит носил деловой характер и был наполнен поездками по стране, встречами, беседами с молодыми рабочими, крестьянами, студентами.
Вот как об этом вспоминал Виталий Георгиевич Смирнов, бывший в то время первым секретарем Московского комитета ВЛКСМ и сопровождавший первого космонавта в поездке: «…Отправились туда вчетвером по приглашению французской компартии – Павлов (до того, как стать спортивным министром, он был первым секретарем ЦК ВЛКСМ), Гагарин, переводчик и я. Почти месяц колесили по «красному поясу» – там, где у власти были коммунисты. Мы выступали, агитировали за них – как раз шли выборы.
Гагарин во Франции был нарасхват. Больше не видел, кто бы из наших пользовался за границей такой же любовью. В Марселе есть традиция: ребенок должен дотронуться до великого человека – тогда сам станет великим. И к Гагарину крохотные ручонки тянулись со всех сторон. У него был белоснежный парадный китель с золотыми пуговицами. Так эти пуговицы вырывали с мясом. Когда это случилось впервые, я всполошился: «Юра, как же быть?» — «Нормалек», — улыбнулся Гагарин...
Гагарин обладал фантастическим обаянием. На уровне гипноза. Едем на машине из Парижа к вдове Мориса Тореза. Дождь стеной – даже щетки на лобовом стекле не справляются. Внезапно Юра обращается к шоферу: «Давай поведу». И тот покорно уступает место. Или катаемся по Сене на речном трамвайчике. Юра говорит: «Пойду, порулю». Я в шоке: «Кто тебе даст? Да и опасно. Трамвайчик-то под мост еле-еле проходит». Но через пару минут смотрю – Гагарин уже у штурвала. Не представляю, как ему это удавалось?!
Еще помню эпизод в Париже. Гагарин с Павловым идут впереди, за ними – толпа. Мы с переводчиком чуть поотстали. Навстречу странная дамочка, с виду – бандерша. Показывает на Юру: «Кто этот месье?» – «Юрий Гагарин». – «Да ну! Какое счастье, что я сегодня так рано встала!» Хоть было уже пять часов вечера…»
В память о каждой поездке во Францию, как, впрочем, и из других стран, Юрий Алексеевич привозил сувениры различной тематики. Некоторые расходились затем по родственникам, друзьям и знакомым, какие-то надолго оставались в семье. Среди последних – два незатейливых сувенира, которые ныне бережно хранятся в фондах музея-заповедника. Это простые утилитарные вещицы: комнатный термометр в виде макета Эйфелевой башни и пепельница, украшенная символами Парижа – все той же Эйфелевой башней и Триумфальной аркой.
Нам хотелось бы отметить ещё одну черту характера Гагарина. Будучи по природе общительным и очень веселым человеком, он мгновенно становился серьезным и вдумчивым, как только разговор заходил о космосе, о пилотаже, о науке.
Самая смелая мечта человечества стала реальностью! Имя того, кто сделал первый в истории виток в космосе, мгновенно вошло в историю. Каждый с гордостью произносит и повторяет это имя- Юрий Алексеевич Гагарин!
Он был и останется символом неисчерпаемой силы, которая толкает людей к новым открытиям. Гагарин и сегодня остается одним из самых популярных русских во Франции.
Васильева И.Е., хранитель музейных предметов ФГБУК «Музей-заповедник Ю.А. Гагарина.
Материал и фото взяты из открытых источников и фондов Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев