В Церкви начало дня с вечера касается прежде всего богослужебного дня, то есть суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части и совершающихся утром и вечером. Во времена первых христиан они и были одной непрерывной службой.
Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра, в то время как богослужебный день – с вечера и до вечера. Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.
Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста. В современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста обычно смягчается для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то многие священники разрешают вкушать рыбу и растительную пищу с растительным маслом, если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не вкушается в этот день.
Но главное, о чем следует помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.
Будем также помнить и великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.
протоиерей Андрей Чиженко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев