Валаамский монастырь
23 января – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АНТИПЫ ВАЛААМСКОГО
Что отличает светящиеся отражённым светом горнего мира лики праведников и подвижников, которые смотрят на нас из вечности, из пакибытия – со святых образов и портретов, от наших лиц? Духовная тишина, покой, светлая радость, недоступные нам, кто порабощён «страстьми-похотьми».
Этот свет святости и тишины Христовой почил и на лике преподобного Антипы – смиренного старца, «любителя безмолвия и молитвы». Знавшие его люди видели в нём «древний тип инока».
На фотографии и портрете его мы, сколько бы ни вглядывались, не увидим отражения внутренней жизни земного человека, не найдём даже слабой тени чувств и переживаний не свободного от страстей сердца, в котором они, как волны, набегающие одна на другую, удерживают его в мире душевном. На портретах, как и на иконе, светоносный лик честного старца Антипы – это лик человека духовного, не только стяжавшего глубокую, ничем не возмущаемую тишину, благодать Божию, но научившегося её хранить, никогда не растрачивая, в отличие от нас, грешных, получающих её в таинствах и тут же бездумно теряющих в пустых занятиях и речах.
На фотографии отец Антипа запечатлён как простой черноризец, а на портрете изображён в полном великосхимническом облачении. И там и там руки его покоятся на груди, и левая кисть, на которой висят чётки, прикрывает правую. Во всём его облике – тишина и покой, которые передаются даже обуреваемой страстями душе мирского зрителя.
Хочется без устали смотреть на этот тихий лик с отсветом на нём Невечернего света, вглядываться в эти ясные проницательные глаза (точнее, не проницательные, а исполненные глубочайшего духовного разумения, которое превосходит любое человеческое знание), что, без всякого сомнения, зрят из блаженной вечности твою душу со всею её скверной насквозь...
И вспоминаются тогда слова из одной старой монашеской книги: «От безмолвия и молчания светлеет душа». И ещё оттуда же: «Награда безмолвнику от Бога есть здравие души и святость её».
Когда смотришь на лик честного старца Антипы, то даже мирской оземлённый твой ум не подвергает сомнению истинную духовную правоту слов преподобного Исаака Сирина: «Возлюби безмолвие гораздо паче дел. <…> Творящих знамения, чудеса и силы в мире не сравнивай с безмолвствующими с ведением.
Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу. <…> Многие совершали силы, воскрешали мёртвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса, руками их многие приведены к Богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были ещё в душевном недуге, не заботились о спасении душ своих, но, сами, будучи ещё немощны, пустились в море мира сего исцелять души других; и, как сказал я, утратили для душ своих надежду на Бога». А безмолвие «с ведением» приводит душу к восстановлению первоначальной, утраченной после грехопадения гармонии с Творцом.
Именно про таких святых, как преподобный Антипа, и сказано в «Лествице» великого игумена Синайской горы – преподобного Иоанна Лествичника: «Безмолвник есть земной образ ангела».
© Лидия Мешкова «Тайна будущего века: Житие и подвиги преподобного Антипы Валаамского (Афонского)»
Нет комментариев