Константин Алексеевич смог закончить обучение в школе только в послевоенное время, в возрасте 20 лет в 1949 году, после окончил Киевский политехнический институт и по распределению попал в Саратов. Ирина Алексеевна окончила Киевский химико-технологический институт и была распределена в Кустанай. Фотографии и сведения о ныне живущих не размещаю.
Вернусь в Алексею Исааковичу Чулкевичу. Во время учебы в Юрьевском университете пользовался казенной стипендией, т. е. учился хорошо. В 1905 году им написано много статей, которые опубликованы в Могилевских губернских ведомостях, платили за них или нет, не знаю, возможно. Затрону здесь лишь одну из них, тема касается не только лично Алексея, были и другие лица духовного ведомства в нашей родословной, у которых рано умерли жены, которым запрещалось вступать в государственную службу ранее 10-летнего срока после снятия или лишения сана.
Статью привожу полностью, называется «Пора сдать в архив», читать ее или нет – дело личное, мне она говорит о многом: «Реформы в нашем духовном ведомстве, как признано уже всем русским обществом и его лучшим выразителем – современной печатью, – движутся, что называется, черепашьим шагом. В этом ведомстве рутина свила себе такое прочное гнездо, что просто изумляться нужно, почему представители белого и черного духовенства до сих пор не постараются проникнуть в это гнездо и не произнесут «со святыми упокой» многим дано отжившим законоположениям, в настоящее время отдающим каким-то анахранизмом. В настоящей заметке мы позволим себе коснуться лишь одного из них.
Поверите ли Вы, читатель, что в России по какой-то злой иронии судьбы, имеется значительный контингент лиц, не причастных к уголовным преступлениям, но в то же время лишенных прав государственной службы? Пожалуй, Вы посмеетесь над нашим вопросом и скажете: как? у нас в России? Этого быть не может! А мы Вам скажем: да, такие плоты, поставленные вне закона, есть. Лицами, лишенными прав государственной службы, являются священники и диаконы, если им, добровольно или по принуждению, приходится сложить духовный сан. При этом закон карает священника больше, чем диакона. При добровольном сложении сана священник лишается прав государственной службы на десять дет, диакон на шесть лет; сложение сана за известного рода проступки, не согласные с идеей духовного служения, увеличивает эту цифру вдвое – 20 и 12 лет. Хороши цифры, что и говорить!
Суровость этого закона, изданного чуть ли не в царствование императрицы Елизаветы Петровны (за точность хронологической даты не ручаемся), настолько очевидна, что, право, нет нужды копаться в его деталях. Для нас более важное значение имеет вопрос: за что так сурово карают людей, положительно в подавляющем большинстве случаев ни в чем неповинных? Допустим, что священник или диакон – это безразлично – совершил деяние, которое не позволяет ему дальше оставаться в духовном звании. С него снимают сан, увольняют со службы, лишают его и всю его семью этим самым единственного источника существования, лишают хлеба насущного. Ужели такой меры еще недостаточно для провинившегося? Всякая духовная особа прежде всего человек, и ничто человеческое ей не чуждо. Почему же эти люди не судятся в общих судебных учреждениях? Почему для них созданы особые законы, лишающие их общегражданских прав? Почему их ставят вне закона, лишая прав государственной службы? Почему? Ведь этим только озлобляют людей, толкают их на преступления, ибо для голодного законов не существует.
Когда мы говорим о факте принудительного сложения сана, мы все-таки имеем налицо хотя бы тень какого-либо деяния, противного идее духовного служения. Но как мы должны относиться к закону, когда перед нами факт добровольного сложения сана, караемого хоть и в половинной дозе, тоже лишением прав государственной службы? Уж тут подлинно творцы закона не ведали, что творили. Возьмем такой простой случай: окончил юноша семинарию, женился, пошел на приход. Прожил 1-2 года, а тут, смотришь, и умерла жена. Как прикажете делать? Природа требует своего, дает о себе знать, и горе тому, кто не слушается ее велений! Для обыкновенного смертного в таких случаях выход есть и даже самый простой – женитьба во второй раз. Для священника же это запрещенный плод, одна несбыточная мечта.
Или возьмем такой случай, довольно часто имеющий место в действительности: шел в иереи верующим, через некоторое время, под влиянием ли разговоров с людьми, критически и скептически относящимся к религиозной вере, или под влиянием чтения, приходится сжигать корабли, на которых раньше плыл.
Ведь не имеет убеждений только тот, кто ни о чем не думает. К тому же большинство идет в священники в сравнительно молодых летах, когда еще нет налицо определенного миросозерцания, этого рычага человеческих деяний, когда мысль, под влиянием жалкой специфически-семинарской же философии, разбавленной богословием, представляет ни что иное, как «трость, ветром колеблемую». Словом, под влиянием тех или иных обстоятельств, человек хочет уйти из духовного звания, но пред ним, точно солдат на посту, стоит чудовище – коему имя – десятилетнее лишение прав государственной службы. Человек хочет совершить честный поступок, следуя велениям «когтистого зверя – совести», хочет всем и каждому сказать: я не могу быть священником, ибо потерял религиозную веру, я боюсь грешить и не хочу быть наказанным за то, за что «пиджачников» никто и никогда не наказывает, я не хочу обманывать Бога и людей, я не ваш, пустите меня… А ему, несчастному не по его вине, говорят: иди, мы отпускаем тебя, но помни, что 10 лет ты будешь странником и скитальцем на земле, 10 лет тебя будут чуждаться, точно чумы, 10 лет тебя не пустят на государственную службу!
Мы не можем спокойно говорить об этой драме, главными действующими лицами которой являются несчастные иереи и диаконы, и с болью в сердце кричим: да сгинет этот драконовский закон, не уместный в XX-й век, век освобождения всего человечества из-под ига отживших традиций!
Да скажет скорее само духовенство свое веское слово в защиту своих же собратий! Медлить с похоронами этого пережитка жестоко!». А. Чулкевич, 1905 год, Могилевские губернские ведомости № 140.
#Чулкевичи,
#Конопелькины
Комментарии 1