Всю свою сознательную жизнь он посвятил самолетам и авиационному делу. Он одним из первых из армян освоил летательные аппараты, а потом научив своих соотечественников этому делу, объединил их в Армянский авиаотряд, внесший свой вклад в дело установления советской власти в Армении и развития молодой республики. Именно он вместе со своими сослуживцами доставил в Ереван эвакуированные в Москву во время турецких погромов сокровища монастыря Эчмиадзина и музеев Армении. В дальнейшем, получив образование в Московской академии воздушного флота, занялся авиаконструированием, создав реактивный самолет с вертикальным взлетом. И это неполный перечень заслуг бывалого летчика и талантливого авиаконструктора Арама Рафаэлянца, материалы о деятельности которого представлены в ряде музеев России и Армении.
ВО ГЛАВЕ АРМЯНСКОГО АВИАОТРЯДА
Он родился 23 апреля 1887 года в Тифлисе в семье армян-беженцев из Турции. В 1915-м Арам окончил местное Николаевское высшее училище, мечтая при этом о небе и самолетах. В погоне за своей мечтой юноша работал в организациях, связанных с авиацией –заводе Авиапарк, в 4-й Кавказский авиаотряд. А в 1919 году переехал в Армению и начал работать мотористом в 1-м Армянском авиаотряде в крепости Карс. После того, как город отошел к Турции, авиаотряд был перебазирован в ту часть Армении, которая стала советской республикой в составе РСФСР. Здесь он учил своих сослуживцев авиационному делу, готовя их при этом к борьбе за советскую власть. В конце 1920-го Рафаэлянц, объединив авиаторов Еревана и Карса в один отряд, влились в ряды Красной Армии. Рафаэлянц же стал комиссаром отряда.
Армянский авиаотряд, после переучивания в Москве, освоил новые самолеты. Тогда-то Рафаэлянц, по заданию армянского правительства, получил задание доставить в Ереван эвакуированные в Москву во время турецких погромов сокровища монастыря Эчмиадзина и музеев Армении, а также вывезенные в Ростов 2 вагона с ценностями армянского народа. Все это он передал правительственной комиссии во главе с известным художником Мартиросом Сарьяном.
УЧЕБА В МОСКВЕ И РАБОТА В АВИАПРОМЕ
В 1922 году Арам Рафаэлянц поступил в Московскую военно-воздушную академию им. Жуковского, где включился в работу научного общества, начав постройку легкого самолета (авиетки) Раф-1, названного в соответствии с его фамилией. На Всесоюзных соревнованиях 1925 года самолет продемонстрировал хорошую устойчивость и управляемость. К 5-му курсу Рафаэлянц создал второй самолет – двухместный Раф-2, совершивший перелеты из Москвы в Одессу и Берлин.
В 1927 году, получив после окончания академии звание военного инженера-механика воздушного флота, Рафаэлянц работал на различных авиазаводах инженером-конструктором и замдиректора по вооружению. В 1933-41 гг. он, будучи на руководящих должностях в Научно-исследовательском институте Гражданского воздушного флота, создал модификации легких пассажирских самолетов Раф-П, Раф-И и др. В те годы им уже были начаты исследования для проектирования самолетов с укороченной взлетной дистанцией и вертикального взлета и посадки. В 1935 году А. Рафаелянц был назначен главным конструктором в Бюро по строительству этих самолетов. Результаты проведенных здесь исследований в дальнейшем были использованы при создании первого советского самолета вертикального взлета и посадки Як-36.
НОВАТОР АВИАСТРОЕНИЯ
В годы Великой Отечественной войны армянский авиаконструктор руководил работами по ремонту самолетов, поврежденных в боях. А в первые послевоенные годы принимал активное участие в восстановлении и развитии авиационной промышленности СССР. Впоследствии Рафаэлянц был направлен в Летно-исследовательский институт (ЛИИ), на базе которого создавались экспериментальные самолеты и проводились испытания новейших образцов авиатехники. Именно здесь он создал «Турболет» – сенсационный по тем временам летательный аппарат без крыльев, с вертикальным взлетом и посадкой, которая могла лететь в любом направлении, не разворачиваясь. Конструкторы с мировым именем не скупились на бывалась от восторженных эпитеты, поскольку это изобретение стало одним из поворотных в истории авиастроения.
Авиаконструктор проработал в ЛИИ, причем с той же продуктивностью, до конца своей жизни. После смерти Арама Назаровича начатая им работа по созданию самолетов с вертальным взлетом и посадкой продолжились в ОКБ им. Яковлева, в результате чего были созданы самолеты Як-36, Як-38, Як-141.
Плодотворная деятельность Арама Рафаэлянца была по-достоинству оценена советским государством: он был награжден множеством орденов и медалей. А материалы о жизни и профессиональной деятельности авиаконструктора представлены в Научно-мемориальном музее им. Жуковского, Музее Военно-Воздушных Сил, Государственном музее Армении, Мемориальном музее космонавтики…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1