Заиграет во рожок,
Хорошо пастух играет –
Выговаривает.
Пастушество - одно из самых распространенных древних летних промыслов. С апреля и до конца октября мужчины и подростки зарабатывали себе на жизнь этим трудом. Но не только кнут и посох были обязательными атрибутами пастухов. Для подачи сигналов во время работы использовали рожки: звуком рожка пастух собирал стадо, пас его и охранял.
Пастушеский рожок являлся одной из важных и необходимых составляющих в общей системе традиций пастушества. Усиленный ветром, звук пастушеского рожка разносился на десятки километров, оповещая жителей деревни о выгоне и возвращении стада, отгоняя от него диких зверей. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши.
На протяжении многих поколений хранителями традиционной игры на духовых инструментах являлись пастухи. Инструментальное музицирование было важной стороной труда пастуха, подчеркивающей его профессиональный статус. Условный рефлекс скота на различные наигрыши, т.е. способность его выполнять команды пастуха в ответ на исполняемые мелодии, воспринимался крестьянами как явление сверхъестественное. Вера в магические свойства музыкального инструмента подкреплялась его причастностью к ритуальному обходу стада: тексты заговоров или кусочки специально приготовленного воска с клочками шерсти домашних животных прятали в раструб трубы под слои бересты. Музыкальный инструмент становился магическим предметом, как для пастуха, так и для всех жителей деревни. Главной функцией, наряду с сигнальной, была сакральная – с помощью рожка пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся. Но ни в коем разе нельзя было дудеть в него ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери – об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский.
Пастухи сами изготавливали свой музыкальный инструмент. Материалом для изготовления простейшей пастушьей трубы, имеющей форму усечённого конуса, служит берестяная заготовка. Бересту заготавливали лентами в мае—июне, когда ее легко отделить от дерева. Она должна быть мягкой и не слишком тонкой, без наростов. Ствол трубы постепенно расширяется и образует небольшой раструб. Игровых отверстий на трубе нет, поэтому на трубе можно играть несложные мелодии, построенные на натуральном звукоряде.
Пастушеские рожки приобрели большую популярность у народа, особенно в крестьянской среде. Помимо прямой функции сигнального инструмента, игра на рожке достигла высокохудожественных образцов – он активно применялся для аккомпанемента пению и, особенно, в ансамблевой игре. Пастухи часто играли в рожок на различных народных праздниках, сопровождали гребцов на лодке. Под аккомпанементы сольных исполнений пастухов пели, танцевали, водили хороводы. Народные мастера изготовляли рожок не просто как пастуший атрибут, а как вполне самостоятельный музыкальный инструмент.
Сегодня и нам выпала возможность прикоснуться к пастушеской традиции и изготовить рожок собственными руками, благодаря мастер-классу Олега Геннадьевича Полякова, заведующего отделом сохранения, изучения и демонстрации традиционных ремесел Историко-культурного музея-заповедника «Старина Сибирская». Смотрим!
📗К.А. Вертков «Русские народные музыкальные инструменты». Ленинград: Музыка, 1975.
📘А.А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности»// Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Москва, 1999.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев