Молодёжь гадала по венкам, берёзовым веткам, устраивалась общая трапеза, водили большие хороводы, играли в игры, катали яйца, разводили костры, через которые прыгали и.т.д.
Одним из главных персонажей праздника была берёзка. Её украшали, наряжали, плели венки, завивали берёзку. Троицкая берёзка по виду и названиям сближается иногда с троицкой же куклой, которую могли делать из берёзки. Так, на востоке Смоленщины в качестве куклы использовали две сплетённые вершинами берёзки, под которыми кумились девушки. В петровское заговенье берёзки срубали, наряжали бусами, лентами, фартуками и платками, несли к реке и топили, однако сам этот обряд назывался уже «топить куклу».
К.Е. Корепова в своей книге «Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья» пишет, что в редких случаях берёзке давали имя и наряжали в свою деревенскую обряду. Например, в Вознесенском районе Нижегородской области берёзку называли Дунюшкой, в селе Самринский Майдан её одевали в сарафан, в селе Княжево повязывали головной платок. Вокруг ряженой березки водили хороводы, кумились, под ней совершалось обрядовое угощение. В конце праздника одежду с березки снимали, а само деревце бросали в реку.
В Прикамье «берёзкой» называли и куклу, сделанную из березовых ветвей: «На лугу песни все круговые пели и ребята тоже коло нас. Берёзку сряжали, виник наломашь из берёзки, нарвут – девочку сделают, парня. Обоих делали, парня и девку. В лесу из берёзовых прутьев ребёнка как маленького, платье, штаны на них наденут. Играют. Потом оставят». (р.п. Сарс Октябрьского района Пермского края). Известен и несколько иной антропоморфный облик берёзки, которую готовили из двух, связанных крестообразно берёзовых палок, наряженных платками, фартуками, бусами и цветами.
В некоторых сёлах одним из атрибутов Троицы была наряженная кукла, использовавшаяся вместе с украшенной берёзкой: «Ходили по деревне с берёзкой, наряженной в ленточки и с куклой. Куклу средят большую, как ребёнка трёх годов, набьют соломой, наденут платье, лицо сделают, подшалок наденут. Девки с ребятами с песнями несли по улице берёзку и куклу. Куклу девахой делали, а потом растреплют и всё». (с. Вторые Ключики Ординского района Пермского района).
Золотова Т.Н. в книге «Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX-XX вв.)» пишет: «А в сёлах Бергамак и Новологиново на Троицу водили по деревне «куклу» из вырубленной берёзки, наряженной в кофту и юбку с серёжками в ушах. Когда доходили до реки, снимали с неё одежду, надевали венок и бросали в воду, приговаривая: «Пресвятая Богородица наша, мы тебя пускаем, чтобы ты спасла всех на свете и весь мир, спаси и помилуй нас!»
Упоминание о кукле так же встречается на празднике Семика, который праздновался в четверг перед Троицей. К.Е. Корепова описывает, что в с. Выксе делали куклу из соломы или тряпок, рядили куклу в с. Работки. По материалам середины XIX века известно, что в Васильевском уезде делали чучело Семика и Семичихи, «т.е. чучелу мужчины в красной рубахе и плисовых шароварах и чучелу женщины в сарафане» (Д.К. Зеленин, 1915 г., с. 801).
В селе Ивановское в Семик наряжали берёзку, но ещё «делали куклу». «Куклу наряжали в платье с длинными рукавами. Вместо рук - коромысло. Ноги-стойла, на которые накручивали нитки льна. Ножек было три, и потому кукла не падала (т.е. одна подпорка, чтобы куклу можно было ставить). Голову делали из тряпок, лицо разрисовано или вышито бисером, приклеивали косы или надевали косынку, бусы на куклу».
Иногда с Семиком (Семиком и Семичихой) просто ходили по улицам, обходили все дома и собирали еду для общей трапезы. В рассказах о семичанье не всегда сообщается о том, что делали с Семиком-деревцем или куклой после завершения всех церемоний (обхода, трапезы). Но все таки некоторые сведения имеются. В с. Выездное, с. Вареж, Семика по окончании празденства сжигали, в Васильевском уезде «чучела «разоряли». Но в с. Ивановское Семик-репей хранили на чердаке и сжигали на свадьбе девушки, которая первой в новом брачном сезоне выходила замуж. В Васильевском уезде, где делали два чучела, их оставляли на ночь в поле, а возвратившись на следующий день, обращались к ним со словами: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом? » (Д.К. Зеленин, 1915 г., с. 801).
📗 Корепова К.Е. «Русские календарные обрядв и праздники Нижегородского поволжья». Изд.2009г.
📗 Золотова Т.Н. «Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX-XX вв.)» Изд. 2002г.
📗 Черных А.В. «Русский народный каледарь в Прикамье». Изд.2006г.
📗 Агапкина Т.А. «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл». Изд. 2002г.
📗 Зеленин Д.К. «Избранные труды». Изд.1999 г. (Переиздание 1915 г.).
https://omskzdes.ru/photo/85386.html
https://kultura55.ru/news/festival-festivaley-slete-2024-posetilo-12-tysyach-chelovek
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев