Советская пропаганда формировала образ таких людей как малоприятных юнцов, которые околачивались возле гостиниц, выклянчивая у иностранцев жвачки, значки и галстуки, либо выменивая их на сувениры, с тем, чтобы затем продать их по спекулятивной цене.
На самом деле, эти попрошайки, суетившиеся возле «Интуристов», в среде реальных фарцовщиков, существовавших в СССР, не пользовались практически никаким авторитетом и вообще имели к фарцовке отдалённое отношение. Их презрительно именовали «бомбилами» или «чуингамщиками», и они представляли, по сути, низшую примитивную форму фарцовки.
Фарца начала развиваться в конце 50-х годов. Первыми фарцовщиками были стиляги, они же были и первыми покупателями нафарцованных вещей. Выменивали они вещи у живших в столичных общежитиях иностранных студентов, причём это был именно натуральный обмен — скажем, американский галстук на бутылку армянского коньяка; с валютными операциями не связывались — за это в совке полагался расстрел[1]. Продавали вещи только «своим», тем самым обеспечивая заграничной одеждой и мелочами лишь круг «стиляг». В эту эпоху становления фарцовки, которую сами фарцовщики будут потом считать «золотым веком», сложились особенности фарцовки, которые отличали её от банальной спекуляции. Прежде всего, первые фарцовщики занимались этим не ради денег. Они были искренними поклонниками всего западного, были носителями особой идеологии, которая чётко отделяла их от обычных советских людей.
«Своим» «стиляги»-фарцовщики старались помочь, считалось бесчестьем обмануть «своего» покупателя, подсунуть ему фальшивку, некачественную вещь, запросить слишком большую цену. Эти черты фарцовки — кастовость, идеологичность, стремление, прежде всего, обеспечить «своих», определённая взаимопомощь среди «своих» и ограничение конкуренции, сохранились на всем протяжении её истории, хотя впоследствии были выражены уже не так явно. Так продолжалось до конца 60-х.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев