«Буран» против Space Shuttle: почему два космических челнока только кажутся похожими Изначально советские военные требовали, чтобы конструкторы создали полную копию «Шаттла». Однако довольно быстро выяснилось, что это невозможно и не оправданно. Лишь неискушенному наблюдателю два космических корабля покажутся похожими, но чтобы понять разницу, нужно знать, на что обращать внимание.
    20 комментариев
    58 классов
    Новая работа Массачусетской больницы общего профиля показывает, что даже употребление небольшого количества обработанных пищевых продуктов увеличивает риск проблем с памятью и инсульта.
    1 комментарий
    5 классов
    Забудьте про лампочку: 5 крутых изобретений Эдисона, про которые вы точно не слышали ​​​​​​​Кто не знает, что лампочку изобрел Эдисон, поднимите руку. Нет таких? Хорошо. Давайте теперь вспомним, что «изобретателю всея Америки» принадлежат еще несколько интересных патентов.
    14 комментариев
    26 классов
    А вы знаете, что такое Чокурдах? Главный редактор «Популярной механики» Александр Грек рассказывает 👇 ЧОКУРДАХ Существует слово-пароль, по которому жители восточной Арктики 1960-1970-х годов безошибочно вычисляют друг друга — «Чокурдах». Название микроскопического якутского арктического аэропорта 3 класса в устье Индигирки. Аэропорт был построен в начале Великой отечественной войны для обеспечения воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой перегонялись самолеты, поставляемые Америкой по ленд-лизу. После войны он стал одним из звеньев маленьких арктических аэропортов, по которой можно было добраться в отдаленные поселки за полярным кругом. Например, в 60-х годах прямой рейс из Внуково Москва-Певек, выполнявшийся на самолете Ил-14, официально длился 22 часа и проходил с кучей промежуточных посадок с дозаправками: Москва — 990 км — Архангельск — 1073 км — Амдерма — 777 км — Диксон — 740 км — Хатанга — 304 км — мыс Косистый — 669 км — Тикси — 693 км — Чокурдах — 860 км — Певек. При идеальной летной погоде, которой в Арктике почти не бывает. Поэтому маршрут редко укладывался менее, чем в неделю, и легко можно было застрять в пути и на месяц. В середине 60-х годов в Арктику пришли пассажирские Ил-18 — одни из самых надежных и невероятных самолетов, выпущенных в СССР. Это были уникальные машины — с лучшим на то время навигационным оборудованием, возможностью совершать длительный полет при отказе одного из четырех двигателей, и невероятной способностью садиться почти на неприспособленные аэродромы. Достаточно сказать, что до 80-х годов он штатно садился на лёд Колымы в Черском, базе полярной авиации. С появлением Ил-18 дорога в Певек сильно сократилась. Теперь Ил-18 взлетал во Внуково, дозавправлялся в Норильске или Хатанге, и брал курс на Чокурхах — единственный аэропорт в регионе, который мог принять этот самолет. Несмотря на современное по тем временам навигационное оборудование, каждый рейс в арктических широтах был для экипажа серьезным испытанием, не зря лётчики полярной авиации составляли отдельную элитную касту пилотов. Отсутствие надежного наземного радиолокационного контроля заставляли штурманов (на севере это была героическая и уважаемая профессия) на Ил-18 изрядно потрудиться в заполярных рейсах. В ход шли всполохи на экране локатора от заветных брошенных барж, сотен пустых железных бочек, разбросанных у буровых. Бывало, что от Норильска до Чокурдаха штурман при сильном сносе не отрывался от "сапога" — так звали индикатор локатора и навигационной линейки НЛ-10 целые часы при полнейшем молчаливом к себе почтении всего экипажа, не без волнения ждавшего, пока штурман оторвет лоб от "сапога" и выкрикнет: «Курс такой-то!» или «На курсе». Ощущение от посадки на старую и неровную, оставшуюся после войны, полосу в Чокурдахе было еще то — все стыки и неровности бетонных плит пассажиры ощущали на себе, но это никого не расстраивало — радость от завершения полета перевешивало все неприятные ощущения. Не было и особого страха — вера в профессионализм полярных пилотов была абсолютной. Именно в Чокурдахе людей, впервые очутившихся в Арктике ждал первый шок — здесь заканчивалась цивилизация. Вместо привычного стандартного аэропорта вас встречал покосившийся деревянный барак, как правило, под завязку заполненный транзитными пассажирами. Дальше людей развозили вертолетами, самолетами Ан-2, Ан-24, Ил-18 и, «роллс-ройсом» полярного мира — реактивным Як-40. Эти самолеты могли взлетать и садится практически на любое грунтовое покрытие (а другого в те времена и не было), но обладали довольно примитивным навигационным оборудованием и требовали для выполнения рейса хорошей погоды как в аэропорту вылета, так и в конечной точке маршрута. И выполнить это условие было чрезвычайно трудно — ожидание летной погоды могло тянуться неделями, были и месячные рекорды. И все это время люди ютились в маленьком бараке аэропорта. Туалет «типа сортир» располагался на улице и зимой, на знаменитых якутских морозах, мгновенно превращался в сталактит из застывшей мочи, но другой альтернативы не было. Сидячих мест на всех не хватало, и поэтому люди располагались на всех свободных участках пола, сооружая из чемоданов небольшие лежаки для маленьких детей. В углу был небольшой буфет, где продавались небольшие куски жареной оленины, напоминающую старые подошвы. Мне почему-то запомнились перебои с питьевой водой — пассажиры набирали для заварки чая в жестяные кружки воду из батарей отопления. В буфете продавалась и водка, поэтому периодически открывалась входная дверь, обитая войлоком, и в облаке пара в здание вваливались пьяные якуты, которым местные запредельные морозы были нипочем. Люди кучковались по своим конечным пунктам назначения, коротая часы в рассказах о проведенном отпуске и делясь с общими детьми остатками еды. Важно было не пропустить объявление посадки на рейс — громкой связи не было и опоздание грозило катастрофой. Особым авторитетом пользовались люди, связанные с полярной авиацией — они могли заходить к пилотам с диспетчерами, снабжая остальных пассажиров слухами о летной или нелетной погоде. В какой-то момент все вскакивали и занимали очередь к единственной стойке регистрации и гигантским весами для взвешивания багажа, которого было немеряно — в те времена на одного человека полагалось 30 кг только бесплатного провоза. От смертоубийства в этих очередях спасало только то, что все в них друг друга знали — население маленьких поселков редко превышало тысячу человек. Впрочем, регистрация ничего не гарантировала — вас могли развернуть прямо от самолета, так как за время посадки погода могла легко поменяться. От самой посадки осталось детское впечатление — очень, очень холодно. Пассажиры довольно долго стояли перед самолетом на якутском морозе, сбившись для тепла в плотную кучку. Впрочем, в самолете было ненамного теплее. Иногда к входу подъезжала техническая машина, из которой в салон пробрасывали воздуховод с теплым воздухом, немного нагревая воздух в самолете. Рано или поздно посадка заканчивалась, двери закрывались, двигатели разогревались и самолет выруливал на взлетную полосу, по которой ветер гнал поземку. Самолет, подпрыгивая, разгонялся и взлетал. Пассажиров охватывала почти эйфория — через каких-то 2,5 часа вы были бы дома. Для большинства пассажиров самый маленький город в стране на краю земли был именно домом. В 1978 году мой отец построил в Певеке взлетную полосу первого класса, способную принимать все виды самолётов. Думаю, в таких широтах ничего подобного не строили, да и вряд ли построят в обозримое время. Это был подвиг, но подвиги в то время были обычным делом — почти все родители моих одноклассников были героями. 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково—Певек с промежуточной часовой посадкой для дозаправки в Норильске. Полёт до Норильска занимал 3 часа 50 минут (2872 км), от Норильска до Певека 4 часа 10 минут. За время полета пассажиры обеспечивались 2-х разовым питанием. Стоимость полета от Внуково до Певека на Ту-154 составила 178 рублей 50 копеек. А слово «Чокурдах» стало паролем, по которым коренные певекчане безошибочно опознавали своих. P.S. На фотографии современный аэропорт Чокурдаха, но она немного передает старую атмосферу. Если у кого есть старые фотографии аэропорта, а особенно, фотографии внутри здания, буду очень благодарен, если поделитесь. Пишите также воспоминания о тех временах — включу в книжку, которую надеюсь когда-нибудь написать.
    807 комментариев
    2.3K классов
    Как работает единственная приливная электростанция России или Затянувшийся эксперимент Кислогубская ПЭС стала удачным экспериментом, одним из первых в мире — как ни жаль, развития не получившим. Но может быть, все впереди?
    1 комментарий
    21 класс
    Забавная особенность: почему про ГАЗ-52 шутили, что у него «дырки от ордена» Грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53 похожи, как два брата-близнеца. За исключением одного курьезного отличия.
    206 комментариев
    308 классов
    Ученые назвали неожиданный продукт, который повышает либидо Выяснилось, что свекла при регулярном употреблении снижает артериальное давление, улучшает здоровье сосудов и даже сексуальную жизнь. Овощ относится к суперфудам из-за высокого содержания витаминов B и C.
    1 комментарий
    7 классов
    Исследование выявило новый тип плохих снов, которые возникают из-за стресса и тревог после нашего онлайн-опыта. Эти кошмары часто связаны с темами беспомощности, потери контроля и виктимизации из-за взаимодействия с социальными сетями.
    4 комментария
    8 классов
    Бампер-капитошка: как много лет назад автомобили защищали от аварий водой Много лет назад изобретатель из США догадался наполнить бамперы жидкостью. Испытания показали, что такая технология неплохо работает, полицейские начали оборудовать свои автомобили такими бамперами. А потом...
    14 комментариев
    21 класс
    #цифра_дня
    6 комментариев
    16 классов

«Двигатели прогресса»: 6 простых механизмов, существенно облегчающих работу всего на свете

На протяжении всей истории люди разработали несколько простых машин, облегчающих работу. Наиболее заметные из них известны как «несколько простых механизмов»: колесо и ось, рычаг, наклонная плоскость, шкив, винт и клин, хотя последние три на самом деле просто расширения или комбинации первых.
techinsider

Как работает единственная приливная электростанция России или Затянувшийся эксперимент

Кислогубская ПЭС стала удачным экспериментом, одним из первых в мире — как ни жаль, развития не получившим. Но может быть, все впереди?
techinsider

«Буран» против Space Shuttle: почему два космических челнока только кажутся похожими

Изначально советские военные требовали, чтобы конструкторы создали полную копию «Шаттла». Однако довольно быстро выяснилось, что это невозможно и не оправданно. Лишь неискушенному наблюдателю два космических корабля покажутся похожими, но чтобы понять разницу, нужно знать, на что обращать внимание.
techinsider

Забудьте про лампочку: 5 крутых изобретений Эдисона, про которые вы точно не слышали

​​​​​​​Кто не знает, что лампочку изобрел Эдисон, поднимите руку. Нет таких? Хорошо. Давайте теперь вспомним, что «изобретателю всея Америки» принадлежат еще несколько интересных патентов.
techinsider

Конец эры паровозов: как в СССР появились электрички

В 1920-х паровые локомотивы находились на пике могущества. Однако именно тогда они потерпели первое сокрушительное поражение от неуклюжего поезда, который и поездом-то назвать было трудно.
techinsider

«Не такая уж кошмарная машина»: как Cadillac мерялся с Mercedes, кто из них меньше, и проиграл

Про Cadillac Cimarron в штаб-квартире американской компании не любят вспоминать. В мире есть совсем немного моделей, которые провалились бы с таким треском. Парадокс в том, что ни одно объяснение причин этого фиаско, данное автомобильными историками, не может считаться удовлетворительным. Может быть, у вас появится своя версия после того, как вы прочитаете эту историю?
Показать ещё