Историки, этнографы, археологи всегда отмечали, что глубже окунуться в культуру отдельного народа, проникнуться далёкой эпохой, представить себе быт предков легче всего через элементы культуры, в том числе через сохранившиеся и восстановленные образцы декоративно-прикладного искусства. Отдельного внимания среди удивительного разнообразия украшений жительниц древней Волжской Булгарии занимают такие детали, как браслеты и перстни.
Нельзя не отметить многообразие женских украшений домонгольского периода. Однако наибольшее хождение имели браслеты во всех своих вариациях (дротовые, пластинчатые, плетеные и составные с самоцветами). Если говорить о пластинчатых браслетах, которые, кстати, из всех являются, пожалуй, самыми приятными взгляду, то в их орнаментации наряду с простейшими узорами (известными ещё по раннебулгарским образцам) появляются мотивы «вечных узлов», ромбов, а также декорация обогащается использованием схематических изображений львиных морд.
Обратившись к особенностям расположения узоров, можно заметить, что пластинчатые браслеты делятся на три группы. В первом случае — узоры в строчной композиции занимают всю поверхность браслетов. Во втором — узор в виде законченной композиции располагается лишь по концам браслетов. В третью группу включены те браслеты, на концах которых располагаются узоры или крупный мотив одного вида, а в середине браслета или даже по всей его длине используется абсолютно иной. Судя по археологическим экспедициям, подобного рода браслеты можно встретить, как правило, в археологическом слое золотоордынского периода. Уже к середине XII в. орнамент исчезает. Ему на смену приходит арабская вязь в стиле куфи или насх. Надписи выполняются в форме изящного узора, вследствие чего часто терялось первоначальное смысловое содержание, превращаясь в эпиграфический орнамент.
Для всего периода булгарской культуры типичны браслеты с двумя продольными углублениями и изображением на концах львиных морд. Такие вариации браслетов продолжают производиться и современными казанскими ювелирами.
Откуда же появилась традиция украшать концы браслетов изображениями голов львов? Истоки стоит искать в иранской и греческой торевтике. Уже в V—VII веках в ювелирных мастерских приазово-причерноморских городов можно было встретить не только плоские, но также витые, сплетенные из двух серебряных или золотых проволок и заканчивающиеся скульптурными фигурками или головками льва или сфинкса браслеты. Характерная черта же булгарских браслетов – плетение из четырёх или шести проволок. Также булгарские мастера при изготовлении браслетов передавали львиные головы плоскостно в линейно-графической манере.
Среди знати Волжской Булгарии наиболее популярными были плетёные браслеты, состоящие из четырёх, пяти или шести серебряных или золотых проволок. Сплющенные концы мастера украшали шатонами со вставками самоцветов. Именно такие браслеты были распространены в домонгольский период.
Если говорить об особенностях именно булгарских браслетов, то к ним можно отнести изготовление трехзвеньевых золотых и серебряных браслетов, которые составлялись из отдельных шатонов с гнёздами для самоцветов круглой и овальной формы. Нельзя не отметить, что такие браслеты позднее были распространены и среди казанских татарок.
Это что касается браслетов. Давайте же поговорим о другом виде украшений – перстнях. До нас с Вами дошло великое многообразие художественного оформления как литых, так и сделанных из нескольких частей перстней. Сохранились частично и формы для их отливки. Если обратить внимание на первые перстни казанских татар, то можно заметить отсылки к отдельным типам булгарских перстней.
В первую очередь, перстни мы можем различить по тому материалу, из которого они делались. Это могла быть не только медь, но и серебро, золото, электрум. По форме перстни были литыми и составными, а при изготовлении использовались две техники – литьё и штамп. Стоит отметить и богатое декоративное решение – орнаментация, использование скани, зерни, гравировки, самоцветов и многое другое.
Не только массивностью и скульптурностью выделяется перстни волжских булгар от других. Характерной чертой было использование самоцветов, натуральных камней, стёкол и цветной пасты. Использовали в своей работе древние мастера и чернение, что представляет собой сплав серебра, меди, свинца, олова и серы. Техника чернения по серебру у булгар имеет яркую особенность – чернью покрывались выбранный вокруг них фон, а не гравированные узоры. Рельефный серебряный узор эффектно выступал на черневом фоне.
При украшении перстней профессионалы чаще всего использовали геометрические мотивы, значительно реже растительные или зооморфные. Если говорить об изображении животных, то встречались гуси, журавли, миниатюрные птички, звери кошачьей породы. Часто можно было встретить солярные знаки, изречения из Корана, которым приписывали роль оберегов. Самоцветы для перстней привозили, как правило, из Хорасана, Согда, Хорезма, Прибалтики.
Стоит отметить, что булгарские перстни делятся на 5 типов.
1. Перстни, составленные из отдельных частей – обруча и щитка или шатона при наличии самоцвета. По своей массивности и вставке самоцветов, подбору камней эти перстни близки к дагестанским образцам.
2. Перстни, также составленные из разных частей, но уже при наличии высокого бортика и особенного характера крепления камня.
3. Перстни с полным внутри конусообразным колпачком, на поверхность которого напаяна зигзагообразной формы рельефная полоска, а основание шатона обрамлено крупной зернью. Прототипами такого вида перстней стали украшения Хорасана и Средней Азии.
4. Традиционные для булгарского искусства перстни, которые, в свою очередь, подразделяются ещё на два вида. Это цельнолитые перстни и перстни с плоскими различной формы щитками.
5. Пятая группа перстней является своеобразным переходом к кольцам и представляет собой лёгкие женские украшения в форме тонкого, немного выпуклого обруча.
Большая часть булгарских перстней сохранилась и получила дальнейшее отражение в культуре казанских татар.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, ассоциируется с огромной змеей, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Так, индуистский бог-создатель Вишну опирается на кольца огромной змеи Ананты (Шеши). Богиня Индра убивает змею хаоса Вритрасуру, освободив плодотворные воды, которые та охраняла.
Огромная змея землетрясений Васуки помогла при пахтании моря, из которого была освобождена земная твердь. В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчает носы кораблей викингов — это имело как защитное, так и устрашающее значение.
Многообразие символики змеи объясняется тем, что она находится в постоянном контакте с силами земли, вод...ЕщёЗмея в представлениях людей является в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-создателя.
Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, ассоциируется с огромной змеей, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Так, индуистский бог-создатель Вишну опирается на кольца огромной змеи Ананты (Шеши). Богиня Индра убивает змею хаоса Вритрасуру, освободив плодотворные воды, которые та охраняла.
Огромная змея землетрясений Васуки помогла при пахтании моря, из которого была освобождена земная твердь. В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчает носы кораблей викингов — это имело как защитное, так и устрашающее значение.
Многообразие символики змеи объясняется тем, что она находится в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира — одинокая, хладнокровная, скрытная, (образ змеи, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, поддерживающей мир) способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу.
Змея в мировосприятии африканских народов символизирует не только небесную, божественную природу, но и демонические силы.
На острове Бали существуют силы, посвященные водяным змеям. В древнеба-лийской рукописи черепаха Бедавант, основа мироздания, была обвита двумя змеями.
У народов Тропической Африки змеи воплощают идею бессмертия, поскольку при линьке меняют кожу, то есть оболочку физического существования.
Оуробор (Ороборо) — змея, кусающая себя за хвост, — символ не только вечности, но и божественной самодостаточности.
Родовой символизм змеи.
Змеи часто встречаются и как родовые предки (тотемы) в африканских и североамериканских легендах, а также в Китае, где На Гуа и Фу Кси были змееобразными богами-прародителями, а змеи, живущие в доме, согласно поверью, были духами предков и приносили удачу.
Тотемный символизм в сочетании с верой, что змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, наделяют змей мудростью или даром прорицания. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — сказал Христос своим ученикам (Евангелие от Матфея, 10:16). Греческое слово «дракон» (которым не только называется монстр, но которое означает также и «змея с пронзительным взглядом») этимологически связано со зрением.
В искусстве змея — атрибут богини мудрости Афины (Минервы) и аллегорической фигуры Благоразумии, означающий дар предвидения. Согласно легенде, троянская прорицательница Кассандра была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме.
Змея, обвившаяся вокруг жезла, — алхимический символ Философского Меркурия в его первичном состоянии. Жезл — сера, поглощенная Меркурием.
Змея часто используется как символ целительства и медицины. Это частично объясняется древним поверьем, что змея сбрасывает кожу для возвращения молодости и владеет секретом вечной жизни.