110 лет назад, в 1914 году, в этот день в американском Кливленде включили первый в мире электрический светофор конструкции Джеймса Хога (но изобретателем электрического светофора считается Лестер Вайр из штата Юта). У него было два световых сигнала — красный и зеленый, об их переключении предупреждал звуковой сигнал. Системой из четырех светофоров управлял полицейский, сидящий в стеклянной будке на перекрестке.
Но идея появилась еще раньше. В 1868 году возле здания Британского парламента заработало устройство для регулирования дорожного движения. Изобретатель — Джон Пик Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам, и его детище имело две семафорные стрелки, которые переводили вручную: поднятые горизонтально означали «стоп» (для повозок, пока пешеходы переходят дорогу), а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью.
В темное время суток сигналы, соответственно, красного и зеленого цветов, подавались вращающимся газовым фонарем (как видим, принцип и значение цветов остались неизменными). Проработав год, газовый фонарь взорвался, травмировав управлявшего светофором полицейского, после чего в Европе подобные устройства были запрещены.
Ну а безопасные электрические светофоры распространились быстро по всему миру, и сегодня трудно представить дороги без них. В России первый светофор – тогда его называли «технический регулировщик» – появился в Ленинграде в 1930 году, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского, сейчас это проспекты Невский и Литейный, в порядке эксперимента. Он был чудным и напоминал настенные часы. Циферблат был разделен на четыре сектора: зеленый сверху, красный снизу и два желтых по бокам.
Стрелка ходила по кругу с определенными интервалами, разрешая и запрещая движение. Причем инспекторы никак не могли управлять работой такого светофора. Это было не самым удобным решением, и вскоре «светофоры-часы» были заменены на привычные «трехглазые». Через год светофорами оснастили угол Петровки и Кузнецкого моста в столице.
Первые три светофора Тавде появились в 80-х (Кирова - 9 Мая, Кирова - Фрунзе - 4 Пятилетка и Красногвардейская - Шоссейная), но в середине 90-х они уже не работали. Возобновилось светофорное регулирование в начале 2000-х на Кирова - 9 Мая. На данный момент в Тавде 10 светофорных групп на перекрестках, а также сеть светофор Т-7 на переходах около детских учреждений.
На фото первый светофор на Арбате в Москве. 1930-е годы (Андрей Чернов).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев