#Моя_Тавда_в_вопросах_и_ответах
52. Хочешь посидеть на музейном крылечке и серьёзно поговорить? Где? В Герасимовке…
Но вначале зайдём в музей, что носит имя Павлика Морозова. Здесь, в его экспозиционных залах, во всю ширь открывается эпоха прошлого белорусов-самоходов. Самые трагические её страницы – раскулачивание и коллективизация. Об этом и поговорим серьёзно на музейном крылечке. Что с видом на поле и дальний деревенский лес.
Знаем ли мы нашу страну? Понимаем ли мы её? Или пытаемся понять, опираясь на… На ко-го? Кто для нас авторитет или эталон истины, эталон исторической правды?
Может быть, Н.А. Ивницкий (1922-2018)? Учёный мир его называет выдающимся исследователем истории коллективизации и раскулачивания советской деревни. В 1972 году вышла в свет его монография «Классовая борьба в деревне и ликвидация кулачества как класса (1929-1932 гг.)». Где ясно сказано: «Одним из выдающихся свершений советского народа (…) является (…) и ликвидация последнего эксплуататорского класса – кулачества».
В 2000-м выходит его новый труд «Репрессивная политика Советской власти в деревне (1928-1933 гг.)». И в нём иной вывод: «…репрессии и насилие были и оставались важнейшим методом строительства социализма в деревне».
Как так? Одним учёным созданы два противоположных образа советской коллективизации. За разъяснениями обратимся к доктору исторических наук Григорию Герасимову: «Про Ивницкого не скажешь, что он чего-то не знал, что открывшиеся архивы раскрыли ему глаза. Вероятнее всего, ему дважды в жизни пришлось болезненно пересматривать своё прошлое – первый раз, когда он в 1970-е годы, искренне веря в Советскую власть, пытался оправдать её репрессии (…). И второй раз, когда, разочаровавшись в коммунистической идее, осознал, что воспоминания детства и есть настоящая правда…»
Знаете, в 1930-м его отца-крестьянина репрессировали. «…в моей детской памяти отчётливо запечатлелось: и коллективизация, и раскулачивание, и особенно голод 1932/33 годов». Так запишет историк в своём дневнике. И при этом останется учёным и не порвёт связь с исторической наукой. Назовём это прозрением учёного и его честной позицией.
Давайте в этом месте сделаем отступление. Мы не всегда понимаем, что было пережито до нас. Вот, голод в стране. Не в одной семье – а в стране. Об этой, пережитой в детстве беде, вспоминает писатель Виктор Астафьев: «В тридцать третьем году наше село придавило голодом. Замолкли песни, заглохли свадьбы и гулянки, притихли собаки, не стало голубей. Шумные ватаги ребятишек не сыпались на санках с яра, скотина на дворах отревела под ножом, кони начали падать среди улиц…»
А теперь вернёмся к теме о раскулачивании и коллективизации. На что обращает наше внимание доктор исторических наук Григорий Герасимов? Внимание, ребята, это очень серьёзный момент! Отечественные либеральные историки, опираясь на западную теорию исторического развития, переврали или вовсе не упомянули важные события истории до 1917 года, в том числе Первой мировой войны. Но и принизили Великую Победу СССР во Второй мировой. Акцент сделан на ненависти ко всему советскому.
Вот такие слепленные учебники по истории ещё в 1990-е годы разошлись по школам. В послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин затронул эту весьма болезненную тему: «Иногда с удивлением открываю школьные учебники. Как будто не про нас написано. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Удивительно. Всё что угодно там написано, но не про Сталинградскую битву».
А за светлым выводом обратимся к русскому учёному Ивану Ильину. Что русские не вменяют себе в закон инородное (т.е. чужое, западное, не наше). Своё же мировоззрение базируют на чётком понимании того, что «каждый народ творит то, что он может, исходя из того что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами».
А знаете ли вы? Что в 2005-м была разра-ботана концепция преобразования музея имени Павлика Морозова в Музей коллективизации и раскулачивания на Урале. Эта идея была предложена и в проекте художника из Екатеринбурга Ю.В. Калмыкова, но в жизнь она не воплотилась.
Что осталось добавить? Что «музей в Герасимовке должен жить в веках, как свидетель той эпохи. Он – маяк правды. И пусть светит всем людям планеты». Эта мысль вчерашней восьмиклассницы Людмилы Сафроновой, жительницы Герасимовки. Сказано 3 сентября 2005 года. А как будто сегодня нам, на музейном крылечке сидящим…
(Использованы материалы из книги С. М. Богдановой «Моя Россия, моя Родина, моя Тавда…»).
Еженедельный выход рубрики в 12.00 в каждое воскресенье.
Книгу Светланы Матвеевны Богдановой «Моя Россия, моя Родина, моя Тавда…» можно взять в библиотеках города.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
- где ж коровка наша?-
увели, мой свет. Где же наши куры? Дальше я уже не помню.
Да, довелось нашим родителям хлебнуть...
К нам она приезжала
в Лебяжье когда мне
было лет 6-7,не помню.Стол накрывали у т.Крестини Фокиной.
Павлик был другом моего дяди Анисима.
Правда ни кому не нужна .А я как называет меня муж
подкулачнится ее знаю.