- Первый вид: друг, преследующий свои интересы. Он тот, кто дружит с тобой до тех пор, пока извлекает пользу для себя от твоего имущества, авторитета и т. п. Если же его выгода заканчивается, то он превращается в твоего врага, делая вид, что ни он тебя не знает, ни ты его не знаешь. И как много же таких "друзей". И как же много тех, которые обвинияют человека из за милостыни: "Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достается что-либо из милостыни, то они остаются довольными, если же им ничего не достается, то они приходят в ярость." (Тауба, 58).
Например, ты считаешь любимого для себя друга самым лучшим из всех людей, которых ты знаешь и думаешь, что он тоже о тебе такого же мнения. Как вдруг он спрашивает тебя однажды: Дай мне свою книгу, чтобы я почитал ее. И если ты скажешь: Клянусь Аллахом, мне нужна эта книга завтра. За что он начинает дуться на тебя и питать враждебные чувства к тебе. Разве такой считается другом? Такой "друг"никто иной, как "друг" преследующий свои интересы.
- Второй вид: друг удовольствия: то есть он дружит с тобой только потому что разговоры с тобой, твоя компания, посиделки с тобой приносят ему удовольствие. Однако он не приносит тебе никакую пользу, как и ты не приносишь ему пользы; каждый из вас не приносит пользу другому. Ваша дружба ничто иное, как одна трата времени. Я предостерегаю от этого: от того, чтобы терять так время.
- Третий вид: достойный друг: он ведет тебя ко всему, что украшает тебя и запрещает тебе все, что умаляет твое достоинство, открывает перед тобой двери блага и указывает на него. Если ты оступишься, то он запретит тебе это таким образом, что его запрет не заденет твою честь. Это и есть достойный друг.
Шарх«Хилья талиб аль-ъилм», 102
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев