У каждого народа свой рецепт счастья: у датчан – хюгге, у шведов – лагом, у финов – калсарикянни... Приезжающих в Казань и Татарстан туристов восхищает улыбчивость и гостеприимство местных людей. Гости чувствуют атмосферу большого праздника, семейного уюта и тепла. Уют, сотканный из аромата горячих өчпочмаков и чак-чака. Гармонию, собранную из советов мудрых татарских бабушек. Умение радоваться жизни, основанное на многовековых традициях.
Счастье в татарской семье – это тихие ежедневные радости и яркие гостеприимные праздники. Это выстроенные с удивительной мудростью отношения с родными, соседями, природой и окружающим миром.
Атмосфера бәхет
Атмосфера бәхет – это атмосфера радости, связанная с осознанием истинных ценностей в жизни. Переполняющее чувство любви, добра и открытости миру. Атмосфера большой семьи, где каждый значим, все друг друга ценят и готовы выслушать. Умение находить повод для радости в незначительных деталях.
Описывая философию хюгге, датские авторы часто ассоциируют её с неспешностью, неким умением полениться, понежиться в уютном окружении. В татарской философии счастья, напротив, мы радуемся и находим счастье в самореализации через труд. Мы счастливы тем, что несём пользу своему окружению и миру. Нам в удовольствие заботиться о ком-то и делать добро другим людям.
Татарское счастье немного суетливое, но эта суета приносит нам радость. Всё время делая что-то – для себя и своей семьи, для людей и природы вокруг – мы осознаём свои силы и способности, видим, что способны на многое. Трудолюбивый человек не боится трудностей, и отсутствие этого страха помогает ему чувствовать себя ещё более счастливым.
Атмосфера бәхет – это атмосфера позитивного общения и доброжелательности ко всем людям. Это весёлые шутки, лёгкие подтрунивания и характерный для татар юмор, полный доброй иронии. Мы терпеливы, умеем слушать, искренне интересоваться, сопереживать и помогать, когда это необходимо. Мы счастливы, когда чувствуем, что открыты этому миру.
Бәхет – это про самореализацию и радость взаимодействия. Когда мы чувствуем, что полезны и значимы, и осознаем ценность и важность других людей. Когда делаем добрые и нужные дела для себя, своих близких, для целой деревни, города или мира.
Татарское счастье не про деньги, не про достаток и материальные богатства. Бәхет про гармонию, честность и доброту внутри, которой хочется делиться с миром.
В книгах про европейские методики счастья часто упоминают разные текстуры и конкретные предметы, которые помогают их авторам стать счастливее. Бәхет можно постичь просто сидя на травке, пока пасёшь стадо коров и размышляешь о своём предназначении в этом мире.
Бәхет в татарской семье
Пока мы росли, бабушки часто приговаривали: «Бәхетен-тэуфигын булсын» – «Растите счастливыми и благонравными». Поэтому, услышав слово «бәхет», я автоматически воспроизвожу в голове его слово-пару – «тэуфик». Дословно оно переводится как «воспитанность, благонравие».
«Бәхетен-тэуфигын булсын» – устойчивое выражение в татарском языке. Оно означает, что невозможно достичь счастья в жизни без благих намерений. И этой фразой бабушки не просто желали нам светлого будущего, а хотели донести ценность благонравия как черты характера. С малых лет мы должны были понять важную истину: невозможно обрести бәхет, если не будешь открытым и приветливым к миру.
Как создавались татарские семьи?
В юные годы моих бабушек деревенская молодежь собиралась вечерами на «аулак ой», что переводится как «свободный дом».
«Аулак ой» – дом, за которым какое-то время должна была присматривать молодая девушка. Например, когда родители уезжали на несколько дней по делам. Девушка должна была следить за порядком и выполнять домашние обязанности, при этом ей разрешалось звать на подмогу друзей – молодых девушек и парней со всей деревни. Каждый выполнял какую-то работу: девушки пряли пряжу, вязали носки, парни плели лапти или изготавливали что-то из дерева. В перерывах между работой они могли повеселиться. Молодые люди танцевали, играли в игры, пели «такмаклар» – татарские частушки. Многие игры строились так, что в процессе нужно было выбрать пару – пригласить кого-то на танец или вместе выполнить какое-то задание. Так зарождалась симпатия между молодыми людьми.
Сейчас традиции и атмосфера «аулак ой» частично сохраняются на некоторых мероприятиях для молодёжи. Татарские организации в Казани, других городах и даже странах часто инициируют встречи, на которых одинокие люди могут завести знакомства. Накрывают небольшой стол для чаепития, гости общаются на культурные темы, поют песни, обсуждают татарские произведения или общаются с приглашённым гостем.
Я считаю, что важный элемент счастья в татарских семьях – особый татарский юмор, умение безобидно пошутить друг над другом, а иногда и над самим собой. Если вы посмотрите спектакли «Зятья Горгори», «Старик из деревни Альдермеш» или «Женщины 41-го», вы поймёте, о чем я говорю. Татарский семейный юмор – нечто уникальное, это особое настроение, которое живёт практически в каждом нашем доме. То, что присутствует еще на «аулак ой» и сохраняется в отношениях между мужем и женой до глубокой старости. Мои бабушки и дедушки весело подшучивали друг над другом, работая в саду. Смеялись, вспоминая истории из молодости. Фаузия әбекәй, садясь за свежую газету, всегда надевала очки. Они были крупные, советские, с большими линзами-лупами. Талгат бабакай какое-то время наблюдал за ней, а потом вдруг говорил: «Сняла бы ты эти очки, Фаузия! Портят всю твою красоту!». Говорил без злобы, с улыбкой, любя. Когда әбекәй дочитывала статью и снимала очки, бабай довольно улыбался: «Вот такой ты мне нравишься больше».
Женщины в татарских семьях, по крайней мере в XX веке, не подвергались никакой дискриминации. Вспоминая моих әбекәй, я не могу даже мысленно примерить на них образы каких-то рабынь с ущемлёнными правами. Женщины тех лет в большинстве своём были сильные, бойкие, уверенные в себе. Совместный труд делал мужчин и женщин равными. Если муж косит траву, значит, в это время жена печёт хлеб. Пока жена поливает огород, муж кормит скотину. Мне кажется, в семейных отношениях тех времён было намного больше равноправия, чем когда-либо. Әби с бабаем почти всегда вместе работали в саду. Им было некогда создавать конфликты и выяснять отношения. Отдыхали тоже вместе: тихо беседовали за чаем, вместе смотрели телевизор. Часто бабушка читала вслух газеты и они обсуждали новости. Тихие радости деревенской жизни.
Фаузия әбекәй всегда по-особенному радовалась богатому сбору земляники. Акбаш со всех сторон окружен холмами и горами. У них есть свои названия: «Тирэн чокыр» («Глубокая яма»), «Камышлы кул» («Рука с камышами»), «Кара тал чокыры» («Яма чёрной ивы»), «Чэүкэ коесы» («Галчий колодец») и другие забавные наименования. Пересыпая полное ведро спелых ягод в большой эмалированный таз для заготовки варенья, әбекәй приговаривала: «Вот они, сокровища природы». Думаю, такого умения радоваться простому не хватает нам с вами – жителям больших городов и мегаполисов. Мы всё время куда-то спешим, гонимся за деньгами, расстраиваемся, если не получилось съездить в отпуск на море. А счастье всегда где-то рядом, стоит только заметить и почувствовать.
Мои старики были счастливы, когда летним вечером доделывали все дела и усаживались на лавочке у ворот. К ним присоединялись соседи, все вместе щёлкали семечки, говорили о жизни. Счастьем для әби и бабая было звать нас, любимых внуков, на чай с горячими кыстыбый. Счастьем был аромат свежевыпеченного домашнего хлеба, который әбекәй тут же разрезала на две половинки, и к потолку поднимался горячий столб ароматного пара. Они были счастливы, когда благодарили Аллаха за жизнь в сытости и достатке, собравшись с родными за большим праздничным столом.
Подытоживая эти мысли и воспоминания, мне хочется выделить несколько основ – секретов гармонии в отношениях между мужем и женой в традиционных татарских семьях:
• Совместный труд делает членов семьи равными и исключает поводы для множества споров.
• Понятное разделение ролей, умение слушать, слышать друг друга и разговаривать.
• Некогда лениться – некогда активировать тараканов в голове: силы и время остаются только на любовь и заботу.
• В послевоенное время женщины понимали ценность замужней жизни, уважали и берегли мужей. Мужчины, в свою очередь, ценили женскую заботу и участие. Все понимали важную истину: каждому в жизни нужна поддержка, нужно дорожить близким человеком, который помогает и делом, и словом, умеет выслушать и не боится бытовых трудностей. Жёны понимали, что нельзя принимать заботу мужей как должное равнодушно, постоянно недовольствовать, быть неприветливыми и неблагодарными, а мужья в ответ за участливое отношение были им преданы. Да и зачем искать кого-то ещё, если дома лучший друг?
• Умение пошутить и подобрать ласковое слово в нужный момент может свести на нет многие семейные разногласия.
Отрывок из книги Динары Зиннатовой
"Бәхет. Счастье по-татарски".
Иллюстрация [id19931915|Гульнары Фаляховой]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6