Крестьянская семья и школа
✏Изучение крестьянской родословной – дело очень трудоёмкое и длительное. Историю крестьянской семьи можно восстановить по метрическим книгам, ревизским сказкам, другим документам. Всё это требует кропотливых архивных изысканий. К сожалению, бытовые черты мало отражены в архивных документах, но и здесь мы можем найти любопытные свидетельства из бытовой истории.
📝Вся жизнь крестьянской семьи была связана со своим хозяйством, с полевыми работами, в которых были заняты практически все её члены. Однако развитие хозяйства неизбежно вызывает необходимость получения хотя бы элементарного образования. В Тамбове первое народное училище было открыто при непосредственном участии Г.Р. Державина.📌 В дальнейшем в губернии открывались различные учебные заведения, в том числе и в сёлах государственных крестьян, в 1860-е гг. таких начальных училищ насчитывалось 170, и в них училось около шести тысяч мальчиков и девочек. Однако качество преподавания оставляло желать лучшего. 📝 Дети ходили в школу нерегулярно, вынужденные участвовать в сельскохозяйственных работах, помогать по дому. 🖍 Сама учёба продолжалась не более шести месяцев.
🦋 Во второй половине XIX века образование, даже начальное, становится необходимым. В 1880 г. грамотных в губернии насчитывалось около 9 %. Крестьянин, умеющий читать, писать и считать, безусловно, выделялся среди односельчан. Поэтому многие крестьяне понимали необходимость образования и отдавали своих детей в школу.
Среди архивных материалов Иоанно-Богословской церковно-учительской школы, находившейся в с. Новоалександровка Козловского уезда (сейчас – село Новиково Староюрьевского района) сохранились сочинения учеников, которые готовились по окончании школы стать учителями церковно-приходских школ. Была задана тема «Как я думаю проводить каникулы». Поскольку в этой школе учились юноши 16-18 лет, мысли об отдыхе у них были как, наверное, и у современных парней: ходить на рыбалку, на охоту, плавать в реке, ну, и между делом кое-что почитать. А так как были они из крестьянских в основном семей, то немаловажное значение имело для них и участие в сельскохозяйственных работах.
✏Иван Фирсов, ученик 6-го отделения, написал сочинение в виде письма другу, так говоря об отдыхе: «Для меня кажется, что это прекрасное время нельзя проводить в ничегонеделании, потому что, с одной стороны, скучно, а с другой стороны, ничего не делать – значит приносить вред для себя, а именно, что тебя будет обуревать лень… Мне хотелось бы помогать отцу косить, прибирать и возить как сено, так и хлеб… хочу быть помощником отцу в это трудное для него время».
А Евстигней Попов, строя планы на каникулы, написал: «Дома меня встретит мать и две сестры, которые несказанно будут обрадованы мною и моим переходом в следующий класс. 🖍Тут-то, в кругу любящих меня родных, я могу вполне отдохнуть от долгих трудов на школьной скамье и насладиться чарующей природой. До сенокоса я буду ходить по утрам на рыбную ловлю, а по вечерам на охоту. Как только наступит сенокос, я с родными отправлюсь в лес косить сено. Как там будет хорошо и весело! По холодкам я буду косить сено, а во время жары буду ходить с товарищами за ягодами или на рыбную ловлю. 📌Ночью же я буду гулять по лесу или буду слушать легенды от мужиков, которые мне очень нравятся. В июле же я отправлюсь в школу, где буду заниматься с товарищем пчеловодством, а в свободное время я займусь специально чтением книг». Конечно, такие сочинения кажутся нам сейчас наивными, но эти строки были написаны подростками, поставившими целью получить образование, чтобы учить дальше новые поколения сельских ребятишек.
🖍 По окончании учебного заведения выпускник любого учебного заведения, даже начального, получал очень красиво оформленное свидетельство или аттестат, а также мог получить за особые успехи и похвальный лист. Уже один внешний вид этих документов вызывал уважение. Перед нами «Похвальный лист», выданный 4 июня 1906 года Козловским отделением Тамбовского епархиального училищного совета ученику одноклассной церковной школы, что при Иоанно-Богословской церковно-учительской школе, Никите Зайцеву, в награду за примерное поведение и отличные успехи в учении. На большом листе (45х35) текст окаймлён лавровым венком, перевитым лентами с поучительными надписями – изречениями из Библии: «Да веселится отец и мати о тебе», «Делом и словом чти отца твоего и матерь», «Чадо, заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его». Такой документ можно было поместить в рамку и повесить на стену у себя дома как знак образованности и предмет гордости семьи.
📌Прошло время, давно стали архивными документами или музейными экспонатами свидетельства прошлой жизни, но люди, с ними связанные, живы в человеческой памяти. И судьбы этих людей стали частью чьей-то родословной и в то же время частичкой истории нашего края.
Т.А. Кротова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев