Его положительным качеством было то, что в отличие от нынешних времён, он был обременён определёнными воспитательными и просветительскими функциями, возложенными на него государством. Именно поэтому зарубежные фильмы, выпущенные в советский прокат до 1991 года, за редким исключением, всегда были высокого уровня. И по качеству режиссуры, и по классу актёрской игры. Приветствовались картины на актуальную политическую тематику. Кинохлам и второсортица отбраковывались. Понятно, что демонстрировалось далеко не всё, что происходило в мировом кинопроцессе, да и фильмы покупались, как правило, только через несколько лет после выхода с целью снизить закупочную цену. Но советскому зрителю это было неведомо. Однако отдельные образцы, скажем, итальянского неореализма, французской «новой» волны или «независимого» американского кино всё же просачивались сквозь цензуру и, доходили до экрана.
Вал картин был широк и многообразен. Были представлены все ведущие кинодержавы: США, Франция, Италия, Испания, Англия, отдельные страны Скандинавии и Латинской Америки. Зелёная улица была открыта для кинематографий социалистических стран – Югославии, ГДР, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии и Болгарии. Особо трепетное отношение было к кинопродукции Индии.
То, что фильмы в процессе подготовки купировались, из них вырезались фразы, сцены и даже целые сюжетные линии, это совсем другая история. Опять же, мало, кто об этом догадывался. Настолько блестящими были дубляж и монтажная подгонка по смыслу. Цензура честно выполняла охранительные функции, оберегая нетронутыми чистые умы и души советских людей от тлетворного влияния Запада.
Но даже, если допустить, что мы бы об этом узнали, разве кто-нибудь был бы против? Мы ведь тогда и сами жили в извечной борьбе с саморедактурой: туда не пойди, того не скажи, этого не сделай.
Зато благодаря прокату мы в своё время смогли увидеть фильмы с Жан-Полем Бельмондо и Аленом Делоном, Пьером Ришаром и Жераром Депадье, Луи де Фюнесом и Бурвилем, Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой, Катрин Денёв и Анни Жирардо, Марчелло Мастроянни и Адриано Челентано, Жаном Габеном и Жаном Марэ, Фернанделем и Тото, Норманом Уиздомом и Малкольмом Макдауэлом, Питером О’Тулом и Полом Хоганом, Дастином Хоффманом и Вуди Алленом, Полом Ньюманом и Робертом Рэдфордом, Грегори Пэком и Кёрком Дугласом, Джеком Леммоном и Тони Кёртисом, Джейн Фондой и Линдой Козловски, Барброй Стрэйзанд и Мерил Стрип, Мэрилин Монро и Одри Хёпберн, с великим Чарли Чаплином.
Оглядываясь на прожитое, могу задать себе вопрос: изменилось бы что-нибудь в жизни, не будь без тех фильмов? Полагаю, что принципиально нет.
Но то, что она была бы неизмеримо пресней и скучней, это абсолютно точно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев