Исторически засвидетельствованные имена киммерийских предводителей, выглядящие иранскими (Теушпа, Лигдамис и др.), дают для этого более-менее надежные основания. Однако окончательное решение будет убедительным, если будут найдены основания связывать киммерицев с каким-либо из современных иранских народов. Решению этого вопроса поможет восстановление путей движения иранцев к современным местам поселений.
Причины, заставившие иранцев покинуть места первоначального обитания между Днепром и Доном могут быть разные. Возможно, переход балтов и англосаксов на левый берег Днепра привел в движение местное иранское население срубной культуры. Однако можно говорить и о других причинах. Степные районы могли быть оставлены по причине климатических изменений, приведших к уменьшению продуктивных возможностей степи. Во всяком случае, археологические данные свидетельствуют о временном запустении Приазовья и Причерноморья:
… в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предыдущим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое отражение в отсутствии на этой же территории поселений и стационарных могильников (Махортых С.В. 1997, 6-7)
Таким образом, иранские племена двинулись на поиски мест поселения с более благоприятными условиями. Исторически засвидетельствованым фактом является то, что в конце второго тыс. до н.э. они уже замечены в Центральной Азии:
Иранские имена в ассирийских письменных источниках появляются в XI – X вв. До н.э., и связываются с областями Западного Ирана, находившимися в сфере политической активности Ассирийского царства. Что в это время происходило дальше на восток – в Центральном и Восточном Иране – в этих источника не отражено (Артамонов М.И., 1974, 10).
Существует две точки зрения о путях проникновения иранцев на Ближний Восток – через Среднюю Азию или через Кавказ (Пьянков И. В., 1979). По крайней мере миграция иранцев в Малую Азию должна была происходить через Кавказ (или даже через Балканы), что отражено в хеттских источниках (Соколов С.Н., 1979-2, 235). Очевидно, переселение иранцев шло несколькими волнами и путями, но основной путь движения большей части иранцев шел вдоль восточного берега Каспийского моря, а далее вдоль Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи на юг и южный восток, как это описывает Кузьмина (Кузьмина Э. Э., 1986, 203-204), хотя путь через Кавказ тоже мог быть использован. Учитывая расположения территорий поселений ираноязычных народов в настоящее время (см. раздел Иранские племена в Восточной Европе времен бронзы ) и на исторической прародине в Восточной Европе, можно допускать, что последними в цепи переселенцев вокруг Каспийского моря двигались согдианцы (предки современных ягнобцев), поскольку они заняли крайнюю северную область современных поселений иранцев в Центральной Азии по соседству с афганцами, с которыми они соседствовали и на исторической прародине, в то время как их другие соседи на прародине – осетины теперь живут в горах Кавказа и, несомненно, никогда не бывали в Центральной Азии.
Какая-то часть мигрировавших иранцев оставалась в Южном Казахстане в предгорьях Западного Тянь-Шаня среди местного тюркского населения, о чем свидетельствует местная топонимика: Мадикент/Манкент, Орунгент, Сюткент, Чимкент, в составе которых ир. kent "город, селение, местность" (Попова В.Н., 2000, 53). Это слово было усвоено тюрками и употреблялось для названий населенных пунктов с тюркскими компонентами (например, Ташкент от тюрк. taš "камень"). Однако поселение Чимкент должно было быть основано иранцами, скорее всего согдианцами (ягн. čim "луг, трава"). В пользу такого толкования говорит название села Луговой, также расположенного в этой местности, очевидно, покрытой в те времена густыми травами. Также в орографии Южного Казахстана имеются иранские термины darbaza/darvaza "ворота, вход, горный проход", dašt/dešt "степь, равнина, пустыня", zax/zexab "источник, родник" (там же).
Территория современных поселений курдов, других соседей согдианцев на прародине, дает основания допускать, что они пришли на эти места другим путем, нежели первая волна иранцев, а именно – через Кавказ или через Балканы. Если бы они двигались вокруг Каспийского моря, то они должны были бы обгонять в своем движении много иранских племенных групп, что выглядит невероятным. Мы уже отмечали не раз, что расширение территорий поселений или переселения первичных этносов идет в порядке очередности в соответствии с их взаимным расположением на прежних территориях. Эту важную особенность при движении индоевропейских племен, по словам Горнунга, отметил еще Франц Шпехт (Горнунг Б.В. 1963, 53). Поскольку предки курдов и согдианцев на прародине были соседями, то при движении одинаковым путем, их новые места поселений должны были находиться, если и не по соседству, как это мы имеем, например, для персов и афганцев, но и не так далеко одна от другой, как теперь расположены области курдов и ягнобцев. Самым вероятным путем переселения древних гилянцев и талышей к юго-западному побережью Каспийского моря, где теперь живут их потомки, должен был путь через Дербентский проход. Во-первых, это кратчайший путь. Во-вторых, область поселений талышей в настоящее время находится в тесном соседстве с областью гилянцев и, что очень важно, севернее от нее, точно так же, как и на исторической прародине, а при движении другим путем расположение этих областей было бы иным. Но какими бы ни были пути переселений предков курдов, талышей и гилянцев на Ближний Восток, есть основания предполагать, что до определенного времени они, равно как и предки осетин, хотя и оставили свою прародину под давлением балтов и англосаксов, но все еще оставались в Восточной Европе, когда уже большая часть иранцев переселилась в Азию. Очевидно, среди этих иранских племен были также предки белуджей и мазендеранцев, близко родственные языки которых входит в ту же группу северо-западных иранских языков, к которой принадлежат курдский, талышский и гилянский.
Таким образом, можно предполагать, что первую волну иранских переселенцев в Центральную Азию составили предки современных сарыкольцев, памирских иранцев (шугнанцев, бартангцев, язгулямцевб ваханцев и др.), персов, афганцев и согдианцев (ягнобцев), т. е. те иранские племена, которые имели свои поселения в южной части общеиранской территории и в ареалах вдоль Днепра.
Естественно предположить, что оставленные ими ареалы были тотчас заняты другими иранскими племенами, которые еще какое-то время оставались в Европе и с которыми следует связывать исторических киммерийцев. Упомянутые выше климатические изменения, которые привели к уменьшению производительности степи, не могли привести к ее полному запустению. Другое дело, что вновь прибывшее население степи не могло быть многочисленным и для поддержания своего существования, кроме хозяйственной деятельности, должно было заниматься грабежом соседнего населения лесостепной зоны. Общая картина экспансии иранцев в Центральную и Малую Азию.
Существует мнение, что киммерийцы пришли в Причерноморье из Центральной Азии или более обобщенно – «из глубин Евразии», но это мнение энергично оспаривается, потому на этой теме нет смысла останавливаться, тем более, что нам известно, где была прародина иранцев и на миграцию в Центральную Азию, а потом назад у киммерийцев просто бы не было времени. В исторически достоверные времена киммерийцы заселяли приазовские и причерноморские степи и оставили следы своего пребывания в степях Украины и Северного Кавказа в археологических памятниках, которые объединяются в общую киммерийскую культуру. Логично предположить, что она должна продолжать традиции срубной культуры, которую мы идентифицировали как иранскую, (Стецюк Валентин, 1988, 82-85), и эту традицию украинские археологи видят в погребальном обряде киммерийцев:
"Поздняя культура киммерийцев развивается в традициях срубной .., что прослеживается в погребальном обряде" (Археология Украинской ССР, Т. 2., 1986, 23).
Появление киммерийцев в Азии по данным клинописных источников относится к концу VIII в. до н.э., а скифы известны в Иране "не ранее 670-х годов", что противоречит сообщению Геродота о преследовании киммерийцев скифами. Более того, имеются факты, говорящие о совместных набегах тех и других на ассирийские провинции. В целом же в источниках сообщается главным образом о киммерийцах, а скифы упоминаются в течение нескольких лет и то только по действиям в Иране. (Медведская И.Н., 2000)
Согласно ассирийским источникам царь Урарту Руса I в конце 8-го в. до н.э. потерпел поражение в битве с армией народа гимирраи, который историки связывают с киммерийцами (Мейсон Рихард, 2004, 13-15) . В 679/678 г. киммерийцы были разбиты ассирийцами и в этом бою погиб их вождь Теушпа, но тем не менее, после этого они нападали на Фригию, Лидию и Киликию, где сложил голову и новый их вождь Лигдамис, как об этом писал Страбон (Страбон, 1964, I, 3).
Также и позднее, в течение всей первой половины 7 в. до н.э. все области Малой Азии подверглись опустошающим набегам киммерийцев, которые иногда объединялись для захватнических походов с фракийцами, двигаясь в Малую Азию через Балканы. Сведения о походе киммерийцев «от Босфора до Ионии» имеются у Страбона, но он почему-то относит это событие ко времени Гомера или чуть ранее (Страбон, 1964, I, 1-10).
Есть неуверенные свидетельства, очевидно, навеянные тем же сообщением Страбона, о пребывании киммерийцев на территории Венгрии:
В Венгрии присутствие какого-то конного народа, отождествляемого с киммерийцами, устанавливается на основании находок бронзовых предметов конской сбруи, а также железных уздечек, бронзовых котлов, оружия (мечи и кинжалы). (Шушарин В.П. , 1971, 23).
Сомнение в киммерийской принадлежности находок вызывается возможностью проникновения киммерийских изделий на территорию Венгрии торговыми путями, поскольку доминирующей здесь была все-таки фракийская культура. В лучшем случае можно предполагать особый фрако-киммерийский период с 750 по 550 гг. до Р.Х. (там же, 24).
Однако для наших исследований большее значение имеет тот факт, что основная масса киммерийцев пришла в Закавказье или через Дербентский проход, или через Дарьяльськое ущелье, или Белореченский перевал, а не через Босфор и Дарданеллы. Такое заключение можно сделать на основании ассирийских источников, а также из того факта, что на Балканах киммерийцы, по свидетельствам болгарских ученых, заметных следов не оставили (Мелюкова А. И., 1979, 6). Через 50-60 лет после появления в Передней Азии киммерийцев сюда вторгаются скифы. Пройдя через Дербент, они поселились в Азербайджане и основали здесь свое царство в междуречье Куры и Аракса, то есть где-то неподалеку от оз. Севан. И только затем они впервые столкнулись с киммерийцами, причем киммерийцы уступили скифам. Есть данные, что скифы доходили даже до Ирана. Переднеазиатские источники вспоминают о скифском царстве еще в конце 90-х годов 6-го в. до н.э., после чего о нем в истории нет уже никаких данных. Считается, что основная часть скифов отошла назад на Северный Кавказ.
Приняв во внимание как исторические данные, так и результаты наших исследований, можно достаточно уверенно говорить, что под общим названием киммерийцев надо понимать в первую очередь предков современных талышей и гилянцев, а также предков близко родственных им белуджей и мазендеранцев. Теперь белуджи живут в Пакистане, но известно, что они пришли сюда с южного побережья Каспийского моря (Фролова В. А., 1960, 68, Оранский И.М., 1979, 89), то есть ранее (в 5-6-м вв. н.э.) их поселения были неподалеку от поселений гилянцев и талышей (в этих местах еще и до сих пор живут мазендеранцы). Путь миграции белуджежей с севера на юг маркируется цепочкой анклавов белуджского языка (см. Карта распространения овременных иранских языков)
Поскольку какая-то часть киммерийцев проникала в Малую Азию через Балканы (очевидно из Правобережной Украины), то можно предполагать, что эта их часть принадлежала к совсем другому иранскому племени, поселения которого должны были быть на Правобережной Украине, т. е. где-то неподалеку от поселений древних булгар, находившихся в бассейне Верхнего Днестра см. раздел Тюрки как носители культур шнуровой керамики. Это могло быть какое-то иранское племя и имеется возможность уточнить какое именно
В процессе исследований было обнаружено, что в чувашском языке есть довольно много слов, которым можно найти соответствия в иранских языках или даже сразу в нескольких из них, но наиболее многочисленными являются чувашско-курдские лексические параллели. В таблице 15 поданы некоторые из них иногда с соответствиями в других иранских языках:
Без сомнения, предки курдов и булгары должны были проживать в тесном соседстве достаточно долгое время. В процессе анализа топонимии Украине было обращено внимание на то, что многие топонимы Правобережной Украине объясняются с помощью курдского языка (см. "Иранская топонимика на территории Украины"). Ранее на основе курдского языка уже была этимологизированы определенная часть скифского ономастикона (Стецюк, 1999, 89-93; Стецюк, 2000, 23-28). Все это позволяет сделать предположение о том, что какая-то часть населения скифской эпохи говорила на диалекте пракурдского языка, который мы будем для удобства далее называть просто курдским.
При поиске топоними иранского происхождения было обнаружено, что ее большое скопление находится в Подолии и расшифровывается она при помощи курдского языка.
Присутствие древних курдов на Правобережье сразу ставит вопрос, каким путем они туда попали. При общем движении иранских племен с территории их первичного поселения между Днепром и Доном на юг и юго-восток можно допускать, что предки курдов пришли в приазовские степи, а оттуда переправились через Днепр и далее двинулись на северо-запад, вытесняя более давних поселенцев, фракийцев, на юго-запад, а булгар – на запад.
Полоса курдских поселений от Гайсина и далее вдоль Днестра на запад может маркировать этот путь, но наличие топонимов курдского происхождения в Черниговской, Киевской и Житомирской областях дает основание рассматривать вариант, при котором предки курдов с места своей прародины спустились по Десне до Днепра, перешли его в араел англосаксов и двинулись на запад. Это расселение могло продолжаться довольно долго, и на новых стоянках всегда оставались какая-то часть жителей, которые сохраняли старые названия сел и рек.
Сам по себе удивительный факт сохранения до наших дней названий давних курдских поселений не может нам помочь в определении хронологических рамок, внутри которых курды пребывали на Западной Украине, но вряд ли они принимали участие в тех набегах на Закавказье в конце 8-го и начале 7-го вв. до н.э., о которых мы упоминали выше. Тем не менее, есть основания относить также и курдов к киммерийцам. Походы в Малую Азию, осуществляемые киммерийцами вместе фракийцами, могли совершать именно предки курдов. Их самоназвание "курмандж" включает в себя корень, который чем-то напоминает название киммерийцев "киммер". Того же корня может быть название города Жмеринка в Винницкой области, где именно и сохранилась в большом количестве курдская топонимика.
Именно в тех местах по среднему течению Днестра, где отмечается скопление курдских топонимов, дважды, в 1878 и 1897 годах в селе Михалкив Тернопольской области на правом берегу Ничлавы были найдены клады золотых предметов. Клады датируются 6-м ст. до Р.Х. т.е. они старше на два столетия, чем находки из знаменитых скифских курганов Куль Оба и Чертомлык. В составе кладов общим весом более семи килограмм диадема, гривна, пять браслетов, 12 фибул, семь блях, пирамидальная подвеска, четыре чаши и другие предметы (Петровський Олександр, 1993, 8). М.И. Артамонов считал, что между некоторыми предметами михалковского клада и находками в кургане Высокая Могила вблизи села Балки Васильковского р-на Запорожской области имеется определенное сходство и пишет:
Это усиливает связь так называемой киммерийской культуры с карпато-дунайским гальштатом и подкрепляет предположение о возникновении этой культуры на основе форм распространившихся в Северное Причерноморье не с Северного Кавказа, а из Средней Европы, причем сам Северный Кавказ оказывается в области их бытования. (Артамонов М.И. 1974, 37).
Таким образом, полоса курдских поселений вдоль Днестра может свидетельствовать о продвижении курдов не из степей, а в степи правобережной Украины, откуда они уже как киммерийцы могли совершать походы в Малую Азию совместно с фракийцами. Там они участвовали в самых разнообразных войнах, в том числе и в союзе со скифами, но после поражения Лидии в войне с Мидией и Нововавилонией, по условиям мира киммерийцам и скифам, поддерживавших Лидию, «не оставалось места в Азии и они должны были уйти туда, откуда пришли, т.е. в Северное Причерноморье» (Артамонов М.И. 1974, 34).
Дальнейшую судьбу киммерийцев М.И. Артамонов, основываясь на археологии кубанских курганов скифского времени, определяет так:
Поселившись в меотийской среде, киммерийцы благодаря своей более высокой культуре и организованности заняли в Прикубанье руководящее положение, но, оставаясь в меньшинстве, не смогли сохранить этническую самостоятельность и с течением времени слились с туземным населением. Возможно, что прямыми потомками киммерийцев были синды, представлявшими наиболее прогрессивную часть населения Нижнего Прикубанья – Таманского полуострова и прилегающей части Черноморского побережья. (Артамонов М.И. 1974, 62).
О том, что киммерийцы, могли, действительно заселять Прикубанье, говорит зафиксированный этноним Δανδαριοι (название народа в нижней части Кубани и в Меотии). При том, что нижняя часть Кубани лежит между Азовским и Черным морями, для объяснения названия народа хорошо подходит курд. derya/darya „море” и dan „внутри”, т. е. „окруженные морем”.
Однако большая часть курдов-киммерийцев осталась в Подолии. В свое время польский профессор Тадеуш Сулимирский (Tadeush-Sulimirski) выделил среди памятников раннескифского времени Западно-Подольскую локальную группу. Ее специфические черты таковы:
использование вместе с деревом камня в конструкции погребальных камер; полное отсутствие в могилах захоронений коней, сопровождающих умерших; сероглиняная кружальная керамика, бытовавшая только в этой области скифской лесостепи; употребление некоторых типов украшений, неизвестных или малоизвестных в других регионах… (Смирнова Галина Ивановна, 2004, 419)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3