Картина Семёна Кожина.
Ничего не зная о психотерапии, знахари умудрялись прибегать и к ней тоже
Крестьянская жизнь была полна тревог, и тревожность выливалась часто в веру, что на человека навели порчу – с соответствующими психосоматическими симптомами. Побороть нечто настолько в условиях деревни можно было только одним способом: заставить человека сделать нечто не менее пугающее, чтобы он почувствовал, что преодолел. Преодолевал он при этом свой страх, но был уверен, что именно порчу. Так, знахарка могла отправить «порченого» ночью обходить могилу с какими-нибудь особенными словами. Мертвецов крестьяне боялись до ужаса, и, справившись с заданием, достигали, так сказать, катарсиса.
Кроме того, знахарки могли прибегать и к простым психологическим приёмам для решения проблем именно с психологической подоплёкой: заикания и тиков у детей, постоянных ссор между мужем и женой. Сказка о том, как муж с женой то и дело набирают заговорённой воды в рот, когда хотят что-то резкое сказать друг другу, именно об этом. Кроме ограничений, знахарка могла рекомендовать какое-нибудь простое проявление ласки и заботы, например, чесать друг друга на ночь с каким-нибудь приговором или условием.
Знахари прибегали к методу доктора Хауса
Одна из претензий к народной медицине состояла в том, что порой знахарки применяли по несколько средств за раз, беспорядочно. На деле в отсутствии лаборатории для анализа крови и мочи знахарки просто прибегали к диагностике через химическое воздействие, как в сериале про доктора Хауса. Они давали лекарство, от которого при одной болезни станет хуже, а при другой легче, и, не отходя от больного, смотрели на эффект. В зависимости от результата делали выводы и меняли лекарство или добавляли новое. Это действительно могло выглядеть как беспорядочные действия, но в практически полевых условиях трудно было найти метод диагностики эффектнее.
Комментарии 6