Телль-Халаф: Загадочное наследие древних цивилизаций
Глубоко в исторических пластах Сирии, в складках времени, утраченный город Телль-Халаф стоит как немой свидетель эпохи бронзового и железного веков. Его каменные стены и монументальные скульптуры хранят тайны тысячелетий, раскрывая перед нами величие и мудрость древних цивилизаций.
Раскопка сидящей богини, 1912
В 1899 году в забытой богом сирийской деревушке Рас-эль-Аин, расположенной у истоков реки Хавур, впадающей в Евфрат, появился 39-летний барон Макс фон Оппенгейм, сопровождаемый охраной из 25 вооруженных людей. Уроженец Кельна, барон с молодых лет увлекался путешествиями по странам Востока. Немалое состояние вполне позволяло ему это. Он побывал в Марокко, Алжире, долгое время жил в Египте, путешествовал по Индии и Восточной Африке. В последнее время барон странствовал по Северной Аравии, Сирии и Месопотамии, изучая язык и обычаи бедуинов. Одновременно он занимался поисками древних культур, хотя археологом в строгом смысле этого слова Оппенгейм не был. Его можно отнести к числу последних представителей того поколения путешественников — любителей древностей, которые, собственно, и заложили фундамент археологической науки.
Макс фон Оппенгейм в восточной одежде
Встреча с бедуинами, кочевавшими в окрестностях Рас-эль-Аина, оказалась для Макса фон Оппенгейма судьбоносной. Именно от них он узнал 0 таинственных находках, которые местные жители обнаружили на одном из окрестных холмов. Это были какие-то необыкновенные каменные изваяния, изображающие животных с человеческими головами.
Макс фон Оппенгейм. На раскопках дворца в Тель Халафе, 1911
Загоревшийся Оппенгейм решил увидеть эти изваяния собственными глазами. Он немедленно отправился в Рас-эль-Аин и здесь от жителей деревушки впервые услышал название Телль-Халаф. Так назывался холм, где были найдены таинственные скульптуры. Сегодня это название можно встретить в любом научном труде, посвященном археологии Ближнего Востока. А тогда, сто лет назад, Оппенгейм вспомнил лишь, что название Халаф, так же как и река Хавор (Хавур), упоминается в Библии. Боже, каким же древним должен быть этот холм!
Реконструкция входа в святилище, 1929
19 ноября 1899 года Макс фон Оппенгейм начал разведывательные раскопки на вершине Телль-Халафа. Ему сразу же повезло: перед ним открылась часть фасада большого дворца, фрагменты покрытых рельефами стел, каменные статуи. Несомненно, под холмом Халаф скрываются необыкновенно интересные открытия!
Но у Оппенгейма не было официального разрешения на раскопки, и вообще вся его экспедиция было всего лишь импровизацией. Поэтому барон прекратил работы, прикрыл все находки землей и уехал из Телль-Халафа с твердым намерением вернуться и продолжить исследования.
Он вернулся сюда лишь десять лет спустя, в 1911 году. Но его возвращение поистине можно было назвать триумфальным. Макс фон Оппенгейм прибыл в Телль-Халаф во всеоружии — в сопровождении опытных специалистов, врача, секретаря, лакея и собранного на собственные средства каравана из тысячи верблюдов, на спинах которых был доставлен багаж экспедиции, запасы провизии и строительные материалы для лагеря. Это было весьма предусмотрительно, так как в этой пустынной местности, среди песков и болот, нельзя было найти ничего — ни гвоздя, ни лопаты, ни продовольствия. Как оказалось, здесь нельзя было найти даже рабочих, и Оппенгейму лишь в очень отдаленных селениях с большим трудом удалось нанять двести армянских крестьян. В последующее время число рабочих увеличилось до пятисот.
Реконструкция портика храма-дворца в музее Тель Халафа, 1930
Свои раскопки Оппенгейм начал на старом месте. Снова из земли встали стены разрушенного дворца и могучие статуи-колоссы, изображавшие сфинксов с женскими головами. Найденные здесь же каменные барельефы изображали охоту на быков, борьбу льва и быка, человека и льва. «Ощупью продвигаясь вперед вдоль вымостки, на которой находились изваяния из камня, — вспоминал Оппенгейм, — мы постепенно освободили остатки отец и помещений дворцового храма. Следуя в направлении ворот, пробитых в большом фасаде, мы достигли первого храмового помещения».
Макс фон Оппенгейм. Перемещение статуй. 1913
Раскопанный Оппенгеймом храм в Телль-Халафе существовал в XI–IX вв. до н. э., в эпоху процветания государства Митанни. О том, что здесь к этому времени сложились свои, весьма самобытные культурные традиции, свидетельствует хотя бы портик храма: его перекрытие покоилось на головах трех божеств, стоящих на спинах свирепых зверей с раскрытыми пастями и сверкающими глазами, что в целом выглядело очень грозно и торжественно.
Но повсюду археологи натыкались на следы разрушений и пожара. На каменном полу храма лежали остатки обгоревших рухнувших перекрытий. В восточном углу зала в неестественной позе лежал скелет молодой девушки с сохранившимися украшениями. Несомненно, что храм Телль-Халафа погиб в огне войны.
Ученые, казалось, стояли на пороге тайны. Но раскопки шли очень медленно. В тяжелом, нездоровом климате люди заболевали, многих больных пришлось отправить подальше от этих гиблых мест. Заболел и сам Оппенгейм. А в 1914 году раскопки пришлось надолго прервать — началась Первая мировая война.
Лишь спустя 14 лет, в 1927 году, Оппенгейм вернулся в Телль-Халаф и продолжил исследования, еще больше углубившись в недра холма. И здесь его ждали главные, хотя и менее выразительные находки…
Это были амулеты с изображениями быков, баранов и фантастических существ — полурыб-полузмей с человеческими головами. Это были грубые глиняные фигурки сидящих на корточках женщин, рожающих уродливых, часто безголовых младенцев. Это была яркая керамическая посуда характерной яйцевидной формы. И все эти находки датировались концом VI–V тысячелетиями до н. э.
Статуи большой и малой богинь, 1911
Макс фон Оппенгейм нашел в Телль-Халафе остатки одной из древнейших земледельческих культур Передней Азии.
Гриф из Тель Халафа. IX в до н.э., Пергамский музей, Берлин
Сегодня термин «халафская культура» прочно вошел во все научные труды и учебники. Следы этой культуры встречают от верховьев Евфрата до гор Тавра на севере и Ура на юге. Ее создателями, вероятно, были пришельцы с севера, первоначальная родина которых находилась в «Турецкой Месопотамии».
Благодаря позднейшим раскопкам сегодня наши сведения о халафской культуре сравнительно полны. Предполагается, что в этот период уже был известен металл, поэтому к нему применяют термин «халколит». Но наиболее характерным признаком халафской культуры является керамика сравнительно простых форм, щедро украшенная натуралистическим орнаментом — головами быков и муфлонов, полнофигурными изображениями леопардов, оленей, змей, скорпионов, птиц, онагров, а также людей. Нередко орнамент образуют схематические изображения деревьев, растений и цветов или просто тесно расположенные прямые или волнистые линии, скопления точек и кругов. Точно такой же простой узор можно и сегодня встретить на медных сосудах, продающихся на базарах Ближнего Востока.
Ранняя халафская керамика покрыта красной или черной росписью по фону абрикосового цвета. В более поздний период изготовлялась керамика более сложных форм с кремовой обмазкой и заостренным отогнутым венчиком. В заключительный период халафцы делали большие многоцветные «тарелки» с тщательно орнаментированной центральной частью.
Керамика — самое замечательное достижение халафской цивилизации. Но для нее характерно и множество других интересных черт — архитектура, религия, резьба по камню, ткачество и торговля. Поселения халафского периода состояли из двухкомнатных домов, вытянутых вдоль мощеных улиц. В каждом доме было круглое сводчатое помещение и длинный прямоугольный вестибюль, возможно, с двускатной крышей. Эти дома сооружались на каменных фундаментах со стенами из грубо вылепленного кирпича-сырца, так как формованный кирпич в это время в Месопотамии еще не был известен. Остатки святилищ с бычьими рогами, огромные рога животных, изображенных на глиняных сосудах, свидетельствуют о том, что здесь господствовал культ быка, служившего объектом поклонения как символ мужской плодовитости. Многочисленные женские статуэтки доказывают существование у халафцев и культа Богини-Матери.
Носители халафской культуры были земледельцами. Они выращивали пшеницу-эммер, ячмень, лен. Рисунки на халафских сосудах свидетельствуют о высоком развитии ткачества, главным образом, видимо, шерстяных тканей. Возможно, халафцами были одомашнены козы и овцы.
План Багдадской железной дороги (источник - Малая Советская энциклопедия, 1929)
Торговые связи халафцев были необыкновенно широкими и хорошо организованными. Они простирались от Персидского залива до Средиземного моря. Никогда до этого ни одна культура не осуществляла столь широкой торговой экспансии.
Конец халафской культуре положили пришельцы с юга Месопотамии — носители убейдской культуры, двинувшиеся на север в поисках новых земель. Халафская культура была уничтожена или исчезла, по-видимому, около 4400–4300 гг. до н. э., и сегодня материальные свидетельства этой удивительно яркой земледельческой цивилизации можно увидеть лишь в многочисленных музеях, в том числе и в знаменитом музее Телль-Халафа в Берлине, основанном Максом фон Оппенгеймом.
Вход в музей Тель Халаф на Франклинштрассе 6, Берлин
В зале музея Тель Халаф
Сидящая богиня, любимица Оппенгейма
Человеко-скорпион с ворот, ведущих ко дворцу царя Капары
Рельеф со львом
Колодец из Гузаны. Копия реконструкции Игоря Якимова, погибшей в пожаре
Малый сортировочный зал. Берлин, 2003.
По просьбе Оппенгейма, который уехал от бомбежек в Дрезден, директор музея Передней Азии собрал и упаковал обломки статуй в ящики, и складировал их в подвале музея. Так останки богов Тель Халафа попали на Музейный остров Берлина, где затем пролежали пятьдесят лет. Если бы Оппенгейм согласился на условия музея раньше, то катастрофы скорее всего удалось бы избежать, поскольку Музейный остров не подвергался таким жестоким бомбардировкам англичан и американцев, как другие районы города.
В 1993 году ящики с обломками обнаружили при очередной инвентаризации, и в 2001 году возник проект восстановления статуй Тель Халафа, который взялись финансировать банковский дом Оппенгейм и Фонд Прусского культурного наследия. Работа предстояла фантастически трудная: перед реставраторами оказалось 27000 кусков базальтового щебня, разложенных на огромных столах для сортировки.
Интернет-журнал объединяющий все необъяснимые явления в нашей жизни: необычное, аномальное и паранормальное, магию и религию, предсказания, загадки истории, научные открытия, тайны древних цивилизаций и загадки космоса, а так же информацию которую вы не найдёте в открытой печати, она запрещена.
Материалы публикуемые в группе это интернет- обзор местных и зарубежных средств массовой информации
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Сегодня о Северском кургане Краснодарского края, некогда знаменитом и таинственном, помнят немногие. С годами память об этом знаменитом «кладе» археологических артефактов, молчаливых свидетелей исторических событий, происходивших на этой земле, канула в лету.
Многие области по всему миру посвящены одной религии, но сформированы другой. Афганистан — одна из таких стран, которая твердо придерживается ислама; но до прихода ислама страна была главным центром буддийского обучения. Несколько буддийских реликвий подтверждают раннюю буддийскую историю страны.
Как из-за золота разрушили бесценный объект исторического наследия, которому более 2000 лет
Джебель-Марага (Jabal Maragha) — это древний археологический памятник в пустыне Восточная Сахара в Судане. В прошлом месяце это место посетили эксперты из Департамента древностей и музеев Судана. То, что они увидели, привело их в настоящий ужас — на месте работали две землеройные машины и пять человек. Часть древней истории загадочного королевства Куш (Мероитского царства)— главных конкурентов Древнего Египта, была уничтожена алчными охотниками за золотом.
Тайна древних китайских «волшебных зеркал», над разгадкой которой до сих пор ломают голову учёные
На Древнем Востоке более двух тысяч лет существуют дорогие и редкие зеркала, которые по сей день называют волшебными. Неспроста, ведь бронза, из которой они сделаны, может становиться абсолютно прозрачной. В Китае их называли «зеркала, пропускающие свет», а на Западе — просто «магические зеркала». Эти артефакты являются до сих пор загадкой для учёных всего мира.
Запрещенные подарки: Что нельзя было дарить на Руси
Получать подарки всегда приятно. Сегодня люди практически не задумываются о том, можно ли или нельзя дарить какую-то вещь. Исходят из своих финансовых возможностей, вкусов, стараются узнать у человека, что бы ему хотелось получить в качестве подарка, а иногда просто делаю сюрпризы.
Древнейшая пирамида Египта была построена с использованием технологии гидравлического подъемника
Веками тайна возведения египетских пирамид будоражила умы ученых и исследователей. Несмотря на множество теорий, однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не существует. Однако новое исследование, возможно, приоткрывает завесу тайны, по крайней мере, в отношении одной из них – пирамиды Джосера.
Откуда взялись валенки, шапка-ушанка и другие вещи, которые считают исконно русскими...
Откуда взялись валенки, шапка-ушанка и другие вещи, которые считают исконно русскими, а на самом деле это не так. Некоторые вещи считаются исконно русскими, хотя на самом деле это совсем не так. Если бы они не получили своё второе рождение на Руси, то может быть, сегодня о них знали бы только историки.
Христофор Колумб — герой или злодей, или Как появилась легенда о великом исследователе
Христофор Колумб – человек-легенда, героическая фигура в мировой истории! Первый исследователь, установивший европейское присутствие в Новом Свете. Его личность вызывает столько споров! В христианских кругах Колумб представляется практически святым, прибытие его в Америку — это общенациональный праздник. Но на самом деле, кто же он, героический исследователь или алчный злодей?
Почему ученые решили, что египетские пирамиды могли быть древними электростанциями...
Почему ученые решили, что египетские пирамиды могли быть древними электростанциями и какие доказательства этому нашли. Большинство египтологов уверены, что все египетские пирамиды были построены как гробницы. Исследователь древнеегипетской культуры, Кристофер Данн, выдвинул теорию о том, что пирамиды были возведены для более практических целей, а именно для сбора электронов, содержащихся в магматической породе в литосфере Земли. Некоторые учёные с ним согласились. Какие же на самом деле существуют доказательства того, что пирамиды — это древние электростанции?
С авантюристом во главе. Как рождался русский флот
В ноябре 1696 года леса под Воронежем наполнились стуком топоров – это заготавливали древесину для создания галер, которые должны были стать первыми судами нового русского флота. Несколькими днями ранее, 30 октября 1696 года, по представлению царя Петра I Боярская Дума приняла постановление «Морским судам быть ...». Это стало первым законом о флоте и с тех пор считается официальной датой его основания.
СССР обладал такими технологиями, которым до сих пор завидуют и Британия, и США, и Китай. В СССР было множество самых передовых разработок, которые США не только копировали, но и выманивали хитростью и даже воровали, когда подворачивалась такая возможность.
Тайна Палермского камня: свидетельства существования «древних космонавтов» в Древнем Египте?
По всему миру ученые Древнего Египта сделали находки артефактов, которые предполагают, что наша история в том виде, в каком мы ее знаем, не совсем правдива, а разделы были намеренно изменены. Хотя эта теория продолжает оставаться предметом споров, у которых есть множество противников, нельзя отрицать наличие документов, таких как Камень Палермо, которые определенно могут объяснить, что наша история не такая, как мы ее знаем.
Никола Тесла тайно открыл внеземной язык, который он не понимал, рассказал биограф Теслы
В1899 году Никола Тесла тестировал свой собственный передатчик для отслеживания штормов на расстоянии 1,000 км, когда внезапно почувствовал, что получил своего рода передачу из неизвестного источника. Он думал, что это внеземной сигнал, исходящий где-то внутри нашей солнечной системы, возможно, приходящий с Марса. Что скрывается за этим странным открытием??
Комментарии 1