К альбому - "Гуси: таинственный символ добра и защиты в магическом фольклоре":
https://ok.ru/group/52034415362121/album/963173221705 Образ гордой птицы в мировой культуре.
Фрагмент росписи в гробнице Небамона. Фивы, около 1350 года до н. э.
Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.
Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».
Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.
Медумские гуси.
Роспись гробницы в Медуме.
Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.
Гусь как очередной символ.
Афродита верхом на гусе.
Фрагмент росписи чаши.
Греция, около 460 года до н. э.
Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика.
Во-первых, домашние гуси моногамны.
Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью.
Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.
По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.
Сократ клянется гусем.
Сократ. Фрагмент фрески Пьетро Перуджино.
Италия, 1497–1500 годы.
Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы;
Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия:
Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.
Гуси Рим спасли.
Гуси спасают Рим. Гравюра Джона Лича из книги «История Рима в картинках». 1850 год.
Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.
Матушка Гусыня.
«Сказки матушки Гусыни». Фронтиспис рукописи Шарля Перро. 1695 год.
Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.
По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.
Гусь в гастрономии
Иллюстрация из книги «Mrs Beeton’s Book of Household Management». Англия, 1860-е годы.
Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная. К этой трапезе гуся откармливали весь год.
Особая история — фуа-гра.
Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром.
Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки
(эта процедура называется «гаваж»).
Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.
Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.
Смесь.
— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.
— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело.
А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“.
Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».
Экспонаты Музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальный.
— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев